В одной из статей мое внимание привлекла фраза: «…разговоры о том, какой должна и какой не должна быть любовь гения, ведутся с той поры, как Пушкин женился на Наталье Николаевне Гончаровой».
Обоих поэтов — и Пушкина, и Маяковского — к гибели привела любовь. Но есть ли в этом вина их любимых женщин? Почему многие считают, что и тому, и другому нужно было выбрать себе другую? Какие же они были — любимые женщины поэтов?
Наталья Гончарова. Жена гения. Женщина эта вызывает настолько разные и противоречивые оценки среди пушкинистов, биографов Пушкина, что, опираясь на их труды, сложно составить о ней определенное мнение.
Одни мифологизируют образ Натальи, наделяя ее такими качествами, о существовании которых у себя и сама Наталья, скорее всего, не догадывалась. Ее называют «первой европейской красавицей», лучшей наездницей в Петербурге, лучшей шахматисткой столицы, обыгравшей известного иностранного мастера. Некоторые сообщают о больших успехах Натальи в литературе и журналистике, а также о немалых способностях в математике. Говорят о ее высокой духовности и даже о святости и неземной сущности.
Другие считают Наталью слишком практичной и бездуховной, обладающей недалеким умом. Они опровергают почти все сказанное защитниками Натальи. Большие успехи в литературе и журналистике?! Да Наталья была просто ужасно неграмотна. Однажды Пушкин попросил ее переписать французский текст записок Екатерины II. Она переписала девять страниц, но сделала такое количество ошибок, что мужу пришлось отказаться от ее услуг. Сохранившиеся письма Натальи говорят об ее ужасном письменном русском. Да и в шахматы она лишь училась играть — осваивала названия фигур и ходы. Наездницей она, действительно, была неплохой, однако далеко не лучшей в столице.
Но в первую очередь всех, пишущих о Наталье, интересует ее роль в дуэли, ее виновность или невиновность. Первые считают Наталью безвинной жертвой обстоятельств. Уверены, что она была честна перед мужем — измены не было. Другие разносят моральный облик Натальи в пух и прах — и влюблена-де она была в Дантеса, и физическая измена имела место быть. Однако были найдены письма Дантеса к своему приемному отцу, в которых молодой француз поведал о разговоре с Натальей Пушкиной: она призналась в своих глубоких чувствах к нему, но дала понять, что изменять своему супругу не намерена.
Некоторые идут еще дальше и заявляют, что Дантес был лишь прикрытием для Николая 1. Вересаев в своей книге «Спутники Пушкина» говорит о большой вероятности того, что «у Николая завязались с Натальей очень нежные отношения, результаты которых пришлось покрыть браком с покладистым Ланским». То есть, по его мнению, отношения эти завязались после смерти Пушкина. Но начало им было положено еще при жизни поэта. Да и гибель его нужна была императору лишь для того, чтобы убрать с пути слишком непокорного и гордого соперника.
Марина Цветаева писала: «Нет в Наталье Гончаровой ничего дурного, ничего порочного… Было в ней одно: красавица. Только — красавица, просто — красавица… Голая красота, разящая, как меч. И сразила». Цветаева снимает с Натальи вину за смерть поэта. Гибель Пушкина, по мнению Марины, была предначертана ему с колыбели, а потому Наталья — не причина, а лишь повод.
Перед смертью Пушкин сказал жене: «Ты ни в чем не виновата!» Он действительно любил свою «Мадонну», «Музу», «царицу», «ангела», «женку», «душку», «бой-бабу» и не считал ее виновной в том, что произошло.
Лиля Юрьевна Брик. Любимая женщина гения. В один день молодой Маяковский встретил эту женщину и полюбил на всю жизнь. Ее значение в жизни поэта трудно переоценить. После встречи с Бриками (Лилей и ее мужем Осипом) Маяковский стал одеваться со вкусом, вылечил зубы. Лиля помогла ему наладить быт. Считается, что Брики «окультурили» молодого поэта. Но не это главное! Главное то, что после встречи с Лилей ЛЮБОВЬ стала для Маяковского «сердцем всего». Именно любовь определяла отныне все его существование и все его творчество.
Лиля объявила мужу, что любит Маяковского. Они стали жить вместе. Начался быт, о который и разбилась любовная лодка Маяковского. Не сразу, конечно. Сначала было несколько лет безумного счастья. Взаимная любовь заряжала поэта огромной творческой энергией. Он подарил Лиле кольцо, на котором были выгравированы ее инициалы — Л.
Но со временем любовь Лили к поэту стала сходить на нет. Она предложила ему пожить раздельно. Что он чувствовал в это время? Однажды Лиля написала в записке, что больше не испытывает к нему прежних чувств. Они продолжали жить втроем. Но лишь как друзья. Жить рядом с женщиной, которую все еще любишь, но которая не любит тебя, наверное, то еще мучение! Лиля рассказывала Маяковскому о своих новых отношениях и делилась подробностями, причиняя ему сильнейшую боль.
У него тоже были увлечения, но не было той любви, которую он испытывал к Лиле. К тому же Лиля бдительно следила за тем, чтобы увлечения поэта не переросли во что-то серьезное. Она хотела вечно быть единственной Музой поэта. Стоило ей только попросить, чтобы он не женился на Наталье Брюханенко, как Маяковский отменил свадьбу. Со временем Маяковский все же встретил женщину, к которой у него возникли чувства. Это была Вероника Полонская, актриса МХАТа. Но та была замужем и расставаться с мужем не спешила, так как, с ее слов, боялась вмешательства Лили Брик, которое могло произойти в любой момент.
Одиночество и безответная любовь к Лиле, невозможность найти утешения с другой женщиной — все это вынудило поэта поставить «точку пули в своем конце». В последнем письме от Маяковского, полученном Лилей, написано: «Лиля — люби меня». Только это могло спасти поэта. Но Лиля больше не любила его так, как ему хотелось.
Многие считают, что трагедия обоих поэтов в том, что они полюбили не тех женщин. Лиля Брик однажды заметила, что Маяковскому было бы лучше жениться на их горничной Аннушке. Такая женщина, как Брик — роковая, не ценящая традиционные семейные ценности, стремящаяся к мужскому поклонению, с легкостью меняющая мужей и любовников — далеко не самый «удобный» объект любви.
Пастернак когда-то заметил, что если бы Пушкин при выборе жены руководствовался здравым смыслом, то женился бы на ком-нибудь из пушкинистов. Потому как слишком уж много ругали Наталью Гончарову и считали выбор Пушкина неудачным.
Многие забыли, что в Библии сказано: «Тайна сия велика есть». Рассуждать о правильности или неправильности выбора объекта любви, по меньшей мере, нелепо. Любовь приходит внезапно, не давая возможности взвесить все за и против и принять правильное решение.
Жизнь этих двух поэтов напоминает мне цветение маков из рассказа Носова «Живое пламя» — пусть и коротка жизнь у этих цветов, но зато как прекрасна! Короткую жизнь прожили два любящих гения, но зато какую! Прекрасной их жизнь сделала именно любовь! Поэтому этих женщин нужно не ругать, а благодарить! Ведь трагедия в обоих случаях произошла не только и не столько потому, что женщины были такие уж непростые, а потому, что любовь гения — это не какой-то там «любёночек», а самая что ни на есть «ЛЮБОВИЩА»!