Как состряпать бестселлер? Кулинарная книга будущего беллетриста

Реклама

Спорим, ты не раз начинал читать книгу, но, споткнувшись на третьей странице, откладывал её в сторону — однообразная Донцова, эпатажный Лимонов не цепляют твою эстетскую натуру?

Чего уж говорить про то чтиво, которое навязывала тебе учительница литературы — на полторы тысячи страниц Достоевского в школьной программе отводится ровно неделя, на графомана Толстого — чуть больше.

«Прочитав» за один вечер «Идиота», невольно начинаешь ненавидеть всю эту непомерно плодовитую русскую классику, и только к Гоголю испытываешь искреннюю симпатию — всё-таки сжёг второй том «Мёртвых душ», пожалел современных школяров.

Как тот чукча из анекдота, которому «читать нечего», ты мог бы и сам приступить к созданию литературного шедевра. Ведь, как показывает практика современной литературы, чтобы твои книги читали миллионы, совсем не обязательно быть гением и владеть словом.

Реклама

Миром нынешней лирики правит физика с её неизбежными законами, где есть точность пропорций, набор ингредиентов и закон всемирного тяготения. Хочешь стать таким же состоятельным, как Джоан Роулинг? И чтобы по твоим книгам снимали «первые фильмы года», как по книгам Сергея Лукьяненко? А ещё лучше, чтобы и через пятьдесят лет после твоей смерти по городским паркам носились придурки с деревянными мечами и воображали себя героями твоих книг? Просто «свари» свой бестселлер по предложенному нами рецепту. Не забудь добавить соли по вкусу.

1. «Возьмите кусок мяса на косточке».

Главный герой твоего супа… то есть бестселлера… должен быть опорой сюжета. Если когда-то читатель искал в литературном герое пример для подражания, то сегодня от главного персонажа книги никаких специфических функций не требуется. Наоборот, лучше даже, если это будет простой парень, как ты и я: школьник, программист, лицо неопределённого рода занятий.

Реклама

Замечательно, если в начале твоего шедевра главный герой предстанет этаким забитым лузером, над которым смеются одноклассники. Это сделает его похожим на читателя. Зато в конце романа герой должен показать всем, что зря его все недооценивали.

В номинации «Лучший герой бестселлера» представлены:

1) Гарри Поттер («Гарри Поттер и Тайная комната» и т. д.);
2) Алиса Селезнёва («Девочка, с которой ничего не случится» и др.);
3) Иван-дурак (Русские народные сказки).

2. «Сварите бульон».

Если мыслить кулинарными аллюзиями, то фон литературного произведения — это бульон для твоего блюда. Сварить его можно из исторического события, так удобнее всего: открыл учебник истории, почерпнул пару дат, три-четыре названия — и пиши себе о том, как 2 декабря 1805 года князь Андрей смотрел в голубое небо Аустерлица.

Реклама

С другой стороны, всегда найдётся какой-нибудь умник, который уличит тебя в незнании того или иного факта. Будь проще — выдумай свой мир, насели его сказочными существами, наплюй на законы физики. Идеальный вариант: проруби «окно в параллельный мир» в ближайшем современном шкафу — и отправляй туда героев, как только захочется написать сиквел коммерчески успешного романа.

В номинации «Лучший выдуманный мир в бестселлере» представлены:

1) Дж. Р. Р. Толкиен, Средиземье («Хоббит», «Властелин колец»);
2) Клайв С. Льюис, Нарния («Хроники Нарнии»);
3) Энди и Ларри Вачовски, Зион («Матрица»).

3. «Добавьте овощи».

В супе, помимо главного ингредиента, присутствуют и второстепенные. Точно так же, у твоего главного героя должны быть друзья, любимая девушка, верный оруженосец. Особой остроты сюжету (и вкуса твоему блюду) добавит похищение любимой, смерть друга главного героя

Реклама
и т. д. — в этом случае проще будет объяснить читателю, почему главный герой поехал в Тридесятое царство, для чего ему так необходимо привезти подвески королеве и зачем он кидался дохлой крысой в своего учителя.

В номинации «Лучшие второстепенные герои бестселлера» представлены:

1) Атос, Портос и Арамис («Д'Артаньян и три мушкетёра», Александр Дюма);
2) Гермиона Грейнджер («Гарри Поттер…», Джоан Роулинг);
3) Гекльберри Финн («Приключения Тома Сойера», Марк Твен).

4. «Добавьте очень острого перца».

Как читатель поймёт всю «крутизну» твоего героя, если ему не будет противостоять кто-то, в несколько раз превосходящий его по силе? Антигерой — это важнейший компонент твоего блюда. Это он будет строить козни главному герою и пытаться отравить ему всю оставшуюся жизнь. А герой будет, что есть силы, сопротивляться этому. Правда, у антигероев есть одна очень интересная странность: они зачастую обладают незаурядным негативным обаянием и притягивают к себе читателей не меньше, чем сам герой. Несмотря на то, что участь их предопределена.

Реклама

В номинации «Лучший негодяй бестселлера» представлены:

1) Завулон («Ночной дозор», «Дневной дозор», «Сумеречный дозор», «Последний дозор»);
2) Кардинал Ришелье («Д'Артаньян и три мушкетёра»);
3) Саурон («Властелин колец»).

5. «Доведите до кипения, снимите с плиты и оставьте блюдо „доходить“».

Кстати, насчёт предопределённой участи. Есть несколько видов сюжетов, и никуда от них не денешься. Так и действие твоего будущего бестселлера будет развиваться по изученному ещё на уроках литературы в пятом классе сценарию: завязка — развитие действия — кульминация — развязка. В начале книги ты должен «завязать» сюжет, в конце — «развязать», всё просто. А самое главное — не изобретай велосипед, сюжетов всего 7 (а некоторые вообще говорят, что 4).

Реклама

В номинации «Лучший сюжет бестселлера» представлены:

1) Патрик Зюскинд, «Парфюмер»;
2) Дэн Браун, «Код да Винчи»;
3) Евгений Велтистов, «Приключения Электроника».

6. «Вычислите, кто украл у вас серебряную ложку, которой вы обычно помешиваете суп».

Детективный сюжет — это неотъемлемая часть бестселлера. С одной стороны, читателю интересно размышлять над тем, кто же убил дядю главного героя, а с другой, как говорилось в старом советском фильме, «приятно осознавать себя умнее главного героя», когда ты уже знаешь, что «убийца — дворецкий», а он ещё лазит с лупой по чердаку.

В номинации «Лучшая детективная линия в бестселлере» представлены:

1) Артур Конан Дойл, «Записки о Шерлоке Холмсе»;

Реклама

2) Гривадий Горпожакс, «Джин Грин — неприкасаемый».

7. «Добавьте какие-то странные травки, которые вы нашли в бабушкином шкафу».

Тайна, мистика в обычной жизни — вот что делает книгу бестселлером. В каждом читателе сидит ребёнок, и, как бы мы не кичились своим возрастом и социальным статусом, мы с умилением рассматриваем вещи, которые окружали нас в детстве, вспоминаем сказки, которые читала нам бабушка, и всё ещё хотим научиться летать. Поэтому мир, наполненный волшебными палочками, лошадями с крыльями и шапками-невидимками всегда привлекает наше внимание.

В номинации «Лучшая мистика в бестселлере» представлены:

1) Сергей Лукьяненко, «Ночной дозор» и другие книги;
2) Генри Райдер Хаггард, «Копи царя Соломона» и другие книги;

Реклама

3) Джон Р. Р. Толкиен, «Властелин колец»

8. «Добавьте специй по вкусу».

Книги неинтересно было бы читать, если бы они не изобиловали эротическими сценами. Вот, у какой-то героини ветром распахнуло платье, вот кто-то провёл вместе незабываемую (в том числе и для читателя) ночь, вот главный персонаж романа увидел любимую в дУше… А всё это вместе делает книгу бестселлером. Но не переборщи с пикантностями — иначе твоим произведениям будет самое место на интернет-сайтах для взрослых и неудачников.

В номинации «Лучшая пикантная деталь в бестселлере» представлены:

1) Владимир Набоков, «Лолита»;
2) Александр Дюма, «Д'Артаньян и три мушкетёра».

9. «Спросите у домашних, будут ли они обедать».

Реклама

Может быть, кто-то думает иначе, но лично я с большим удовольствием читаю диалоги героев, нежели просто описание погоды. Ведь именно в диалогах присутствует та динамика, которая необходима литературному произведению. Ну и, чего уж греха таить, нынешнее поколение читателей воспитано на кинофильмах и телесериалах, а там как раз через диалоги и развивается сюжет.

В номинации «Лучшие диалоги в бестселлере» представлены:

1) Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
2) Энди и Ларри Вачовски, «Матрица».

10. «Подайте блюдо на стол».

Целью всех ритуальных действий на кухне является подача блюда гостям. Цель любой книги — мощный финал, который надолго запомниться читателям. Здесь авторская фантазия может разгуляться: в финале могут всплыть новые факты, объясняющие весь тот сумбур, который происходил в книге, в эпилоге может воскреснуть давно погибший друг героя, а сам герой может найти, наконец-то, свою любовь. Ударная доза огня, взрывов и извержений вулканов не помешает.

Реклама

В номинации «Лучший финал бестселлера» представлены:

1) Патрик Зюскинд, «Парфюмер»;
2) Кэтрин Паттерсон, «Мост в Терабитию»;
3) Джон Р. Р. Толкиен, «Властелин колец».

11. «Дайте яркое название своему блюду».

Как показывают исследования маркетологов, сюжет романа — дело второстепенное. Чтобы книгу начали массово покупать — надо придумать яркое название своей книге. Активно можешь использовать неизвестные доселе слова (удачные примеры: «хоббит», «Терабития», «Азкабан») или, наоборот, раскрученные выражения и имена («властелин», «матрица», «да Винчи»). Запомнив название, зомбированный рекламой читатель непременно придёт в магазин и купит твою книгу.

В номинации «Лучшее название бестселлера» представлены:

1) «Камасутра. О способах возлежания. Учебник любви (125 позиций, 299 фотографий)»;
2) Оксана Робски, «Casual»;
3) Лорен Вайсбергер, «Дьявол носит „Prada“».

ВНИМАНИЕ! Мы не гарантируем, что написанная по этому сценарию книга «проживёт» дольше одного сезона. Настоящие шедевры создаются не по шаблону.

Реклама