Эдуард Асадов — мой самый любимый поэт. В завораживающих строках о любви, войне, дружбе, природе, чувствах каждый может найти что-нибудь свое. К сожалению, с течением времени мы всё реже и реже вспоминаем о нем, но если моя статья хоть кого-нибудь побудит купить сборник стихов Героя Советского Союза, значит я писала эти строки не зря.
Не хочу утомлять читателя хронологией жизни поэта, думаю, интереснее будет прочитать выдержки из его автобиографии:
«Несколько слов о себе. Родился 7 сентября 1923 года в Туркмении. По национальности я армянин. Родители мои были учителями. Отец в гражданскую воевал с дашнаками на Кавказе. Был политруком роты. В мои первые детские впечатления навсегда вошли узкие пыльные улочки среднеазиатского городка, пестрые шумные базары и стан голубей над плоскими раскаленными белесыми крышами. И еще очень много золотисто-оранжевого цвета: солнце, пески, фрукты.
После смерти моего отца в 1929 году семья наша переехала в Свердловск. Здесь жил второй мой дедушка, тоже армянин, врач по профессии, Иван Калустович Курдов. Дедушка этот в какой-то степени был личностью «исторической». В юности он два года был секретарем у Чернышевского в Астрахани после того, как Николай Гаврилович вернулся из ссылки. Знакомство это оказало решающее влияние на формирование духовного мира юноши. И на всю свою жизнь дед мой сохранил горячую, почти восторженную любовь к Чернышевскому.
В Свердловске мы с мамой оба «пошли в первый класс». Только она учительницей, а я учеником. Здесь, на Урале, прошло все мое детство. Тут я вступил в пионеры, здесь в восьмилетнем возрасте написал свое первое стихотворение, бегал во Дворец пионеров на репетиции драмкружка; здесь я был принят в комсомол. Урал — это страна моего детства!
Когда мне было пятнадцать лет, мы переехали в Москву. (В 1939 г. маму Асадова, как опытную учительницу, переводят на работу в столицу. — Прим. М.Р.). После спокойного и деловитого Свердловска Москва казалась шумной, яркой и торопливой. С головой ушел в стихи, споры, кружки. Колебался, куда подавать заявление: в Литературный или Театральный институт? Но события изменили все планы. И жизнь продиктовала совсем иное заявление. Выпускной бал в нашей, 38-й московской школе был 14 июня 1941 года, а через неделю — война! По стране прокатился призыв: «Комсомольцы — на фронт!» И я пошел с заявлением в райком комсомола, прося отправить меня на фронт добровольцем. (Семнадцатилетний Асадов был одним из первых, написавших заявление в гвардейские артминометные подразделения легендарных «катюш», наводивших страх на всех вражеских фронтах. — Прим. М.Р.).
Сначала воевал под Ленинградом. Был наводчиком орудия. Потом офицером, командовал батареей на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Воевал неплохо, мечтал о победе, а в перерывах между боями писал стихи. В битве за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года был тяжело ранен. (Потерял зрение. — Прим. М.Р.). Потом — госпиталь. Стихи между операциями… В 1946 году поступил в Литературный институт имени Горького. Первыми литературными учителями моими были: Чуковский, Сурков, Светлов. Институт окончил в 1951 году. Это был «урожайный» для меня год. В этом году вышла первая книга моих стихов «Светлые дороги», и я был принят в члены партии и в члены Союза писателей. Всего пока у меня выпущено одиннадцать поэтических сборников. Темы для стихов беру из жизни. Много езжу по стране. Бываю на заводах, фабриках, в институтах. Без людей жить не могу. И высшей задачей своей почитаю служение людям, то есть тем, для кого живу, дышу и работаю".
Сейчас поэта уже три с лишним года нет в живых. Но те, кто открыл его ещё при жизни или уже после, с огромной благодарностью и восхищением относятся к нему.
Иногда говорят: «Сделаться поэтом нельзя. Поэтом нужно родиться». Мысль эта справедлива, но требует уточнения: поэтом нужно не только родиться, но и состояться. Много на свете случаев, когда подававший надежды талант далеко не всегда приносил «урожай». Но Асадов и родился как поэт, и как поэт состоялся. Он сумел стать нужным не десяткам, сотням или тысячам людей, а миллионам по России, странам бывшего СССР. Его стихи переведены на украинский, татарский, армянский, эстонский и другие языки. Он универсальный поэт. Его читает не только советское поколение, но и молодежь 21 века; не только рабочие Урала, но и видные деятели столицы. Я прочитала более сотни его стихотворений, и с каждой строчкой ощущаю всю его любовь в Родине, народу, Земле…
«Я не лжив ни в слове и ни в песне.
Уверяю: позы в этом нет.
Просто быть правдивым интересней.
Жить светлей. И в этом весь секрет».