С современными лёгенькими утюгами на керамической основе обращаться легко. Их не надо прижимать, потому что гладят они температурой и паром. Стоит слегка подтолкнуть, и такое чудо «летит» по гладильной доске, оставляя за собой широкий ровный след.
Труднее приходилось нашим предкам. Неуклюжие чугунные утюги, хоть в своё время и были передовым изобретением для ухода за одеждой и прочими текстильными изделиями, требовали от «оператора ручного глажения» немалой физической силы.
Шутка ли, среди рассекающих волны тряпичных океанов чугунных кораблей встречались настоящие монстры весом 10−12 кг. Помаши-ка таким, раздувая угли!
Первое документальное подтверждение наличия в обиходе русских людей утюгов датировано 10 февраля 1636 г. В книге расходов казны на содержание царского двора есть запись:
«Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицыну палату утюг железный».
Пятнадцать копеек — деньги немалые. Со временем цена упала, чугунные утюги стали выпускать российские промышленные предприятия. Вместе с ружьями, пушками, чёрным железом и медью производили их и знаменитые Демидовы.
Упомянутыми выше чугунными монстрами пользовались портные. «Портной гадит — утюг гладит», — по сей день говаривают умудрённые опытом мастера иглы и ножниц. Утюг помогает скрыть огрехи шва и сегодня, но раньше приходилось «разутюживать» и «пристукивать» почти каждый ручной шов.
Гладили одежду для красоты, которая, как известно, требует жертв. Чтобы знатные дамы блистали на балах, жертвы приносили их слуги.
Средневековая мода отличалась пышными элементами. Платья шили с множеством оборок, складок и прочих украшений. Все их надо было сделать пышными, гладкими и красивыми.
Буфы и фестоны, конечно, не гладили утюгами весом почти в пуд. Для этой цели существовали специальные миниатюрные приспособления, что-то вроде молоточков. Работа с ними требовала усердия и кропотливости.
Сегодня эти полезные приспособления стали музейной редкостью. А их отсутствие в обиходе — головной болью некоторых музейных работников. Случись такая необходимость, для разглаживания деталей исторических экземпляров платьев приходится распарывать швы.
Нам нравятся натуральные ткани, и мы готовы мириться с тем, что они плохо держат форму. У наших предков выбора просто не было. После каждой стирки приходилось гладить, гладить и гладить.
Как термическая обработка контактирующей с телом одежды и белья глажение, несомненно, полезно для личной гигиены. Сегодня мы это понимаем, но как оценивали этот фактор наши предки, определить трудно.
Ещё лет 80−90 назад электрический утюг был одним из самых популярных бытовых приборов в Европе и Америке, соперничать с которым могло лишь радио. Сегодня «страсть» человечества к глажке белья и одежды явно на спаде. Мы стали ленивее?
Одежду шьют машины. Швы у них ровные и без морщин. Синтетические ткани лучше держат форму, не теряют её после стирки. На фоне этих изменений модельеры признали «лёгкую примятость» одежды из натуральных волокон «благородной». Так зачем же гладить?