Он учился у Пьера д’Улина, но оставил его и перешел к Клоду Жилло — ученику Ватто (Николас восхищался творчеством Ватто). В 1718 году Николас Ланкре становится членом Академии, а в 1735 году — ее управляющим.
Любимые сюжеты картин Ланкре — балы, свадьбы, ярмарки. Но среди его работ есть и портреты, и исторические картины.
Среди его работ есть четыре картины с одинаковым названием: «Танцует мадмуазель Камарго». Три из них различаются размером, цветом платья, цветовой палитрой и изображением природы. Такое впечатление, что автор сделал несколько копий: главная фигура скопирована без существенных отличий.
Для кого это делалось — совершенно неясно. Видимо, заказчики не были очень богатыми людьми, поэтому полотна невелики по размеру. И есть еще одно полотно большего размера, на котором у танцовщицы есть партнер.
Кто она, эта танцовщица с необычной фамилией «Камарго»? 1872 год. Мариинский театр дает премьеру балета «Камарго». Авторы — Мариус Петипа и Людвиг Минкус. В главной роли — Адель Гранцов. Замечательные авторы, замечательная балерина и не менее замечательная героиня.
С Мариусом Петипа и Людвигом Минкусом российский читатель знаком хотя бы по балету «Дон Кихот». Адель Гранцов — немецкая балерина (1845−1877), ее учительницей была мадам Доминик (Париж). Дебютировала в Париже в 1866 году в балете «Жизель».
А что представляла собой героиня, которой три выдающихся мастера посвятили свою работу? Мари Анн Камарго (1710−1770) — балерина парижской Королевской академии музыки. Ее дебют состоялся 5 мая 1726 года. Блестящая балерина исполнила партии в 78 спектаклях (балетных и оперных).
Есть один эпизод, который можно считать фантазией, а можно и принять за правду. В третьем томе «Истории моей жизни» Казановы описаны впечатления главного героя от балетного спектакля:
Сразу после Дюпре я вижу женщину-танцовщицу, которая мчится по всей сцене как сумасшедшая, прыжки направо и налево с большой скоростью. «Это знаменитая Камарго, мой друг, вы приехали в Париж вовремя, чтобы на нее посмотреть. Ей тоже шестьдесят лет. Она первая женщина-танцовщица, которая решилась прыгнуть, до нее этого не делали. И что еще примечательно — она не надевает панталоны».
Историки пишут, что Мари Камарго сделала еще одну вещь: она укоротила юбки.
В ее пути на сцене был пятилетний перерыв, когда она перестала выступать по требованию любовника Луи де Бурбона, графа Клермонтского. По возвращении на сцену она танцевала еще десять лет — с 1741 по 1751 год. За заслуги перед французским балетом она получила государственную пенсию.
Для справки. Балет «Камарго» основан на драматическом событии: Мари Анн и ее сестра были похищены графом Де Мелан в мае 1728 года. Что там было — сегодня трудно добыть достоверные сведения об этом, да и вряд ли это настолько интересно. Неизвестно, как публика восприняла балет, но в 1901 году Русский императорский балет Льва Иванова возобновляет спектакль. Первую партию в русском балете довелось танцевать и Матильде Кшесинской. После Октябрьской революции балет не был поставлен ни разу.