Как благодаря бунту были открыты колхозные рынки?

Реклама
Профессионал

1 апреля 1932 года были резко снижены карточные нормы выдачи хлеба (с 12 до 8 кг для рабочих и с 8 до 4 кг для иждивенцев). Несколько дней, не на общих собраниях, а через небольшие группы рабочих местная власть пыталась обнародовать решение правительства. Но, несмотря на такие предосторожности, все равно эта «новость» взорвала и до того накаленный рабочий класс города Вичуги, который до революции не испытывал подобных унижений…

Вичугская всеобщая стачка

С 6 апреля начали останавливаться фабрики Объединенной мануфактуры им. Шагова. 8 апреля к ним присоединились рабочие фабрики им. Красина. 9 апреля утром забастовала часть рабочих фабрики им. Ногина.

Чтобы поддержать товарищей, шаговские рабочие организовали марш к фабрике им. Ногина. Проходную Ногинки, предусмотрительно заблокированную комсомольцами, забастовщики забросали камнями, а затем прорвались на территорию фабрики и ворвались в цеха, где стали останавливать оборудование… В результате, приблизительно 1500 рабочих фабрики им. Ногина присоединилось к стачке, фабрика была остановлена.

Реклама

Затем три тысячи забастовщиков пошли к фабрике «Красный Профинтерн». Как и на ногинской фабрике, здесь многие рабочие покинули свои рабочие места. В цехах стачечники останавливали работу станков, а комсомольцев и коммунистов, оказывавших сопротивление, избивали. Число забастовщиков у фабрики достигло 5000 человек.

К концу дня все фабрики в Вичуге и окрестностях были остановлены. Общее число бастующих достигло 15−20 тысяч человек.

Превращение стачки в бунт
Поздним вечером 9 апреля органами OГПУ был арестован Юркин, один из лидеров стачки. На следующий день 5-тысячная толпа рабочих, собравшаяся у горсовета, потребовала освободить Юркина.

На площадь прибыла конная милиция, которая попыталась рассеять толпу, но эта попытка была отбита. Разозленный народ ринулся к отделению милиции. Ворвавшись в здание и, услышав от начальника милиции Мохова, что он ничего не знает о местонахождении Юркина, рабочие начали избивать милиционеров, врываться в помещения и переворачивать все верх дном. Мохова и его заместителя избили до потери сознания, у здания милиции были разбиты окна, с кабинетов сорваны двери, из камер выпущены задержанные…

Реклама

Затем взбунтовавшаяся толпа двинулась к зданию горкома и к зданию ОГПУ. В здании горкома часть партийных работников была избита, остальные горкомовцы успели бежать. Затем было захвачено здание местного отделения ОГПУ вместе с его начальником Иткиным. Иткин был избит до полусмерти, другие сотрудники также подверглись избиению, а кабинеты — погрому.

Уличный бой
К этому моменту, когда события достигли критической точки, офицер ОГПУ Голубев взял на себя руководство конной милицией. Десять милиционеров успешно отбили обратно здание ОГПУ, при этом они подверглись атаке камнями…

Бунтовщики попытались штурмовать здание еще раз, бросая кирпичи и камни в милиционеров. Милиционеры открыли стрельбу сначала в воздух, а затем на поражение. Несколько рабочих было ранено, один — убит, и мятежная толпа рассеялась.

Реклама

15 милиционеров в этот день получили тяжелые ранения…

Почта, телефон, телеграф
После неудавшейся попытки занять почтовое отделение, восставшим удалось подсоединиться непосредственно к городским телеграфным кабелям с целью контроля ситуации в городе и для связи с другими фабричными центрами. К этому моменту в город «нелегально», при содействии железнодорожников, прибыло немало посланников из других городов для контактов и для того, чтобы «учиться, как делать это».
Комендантский час
Активность стачечников продолжалась до 2 часов ночи, но с этого момента в город стали стягиваться дополнительные подразделения милиции и ОГПУ (около 500 человек). Вечером 11 апреля в городе был введен комендантский час.
Реклама
Лазарь Каганович
12 апреля в Вичугу прибыл Лазарь Каганович, секретарь ЦК ВКП (б), 1-й секретарь Московского комитета ВКП (б).

Каганович сначала, в сопровождение высоких чинов и вооруженной охраны, отправился на фабрику им. Ногина, где встретился с рабочими, которые не поддержали забастовку (это были, преимущественно, комсомольцы и коммунисты), а затем в фабричном клубе секретарь ЦК выступил с обещаниями рассмотреть проблемы забастовщиков, резко осудив методы стачечников и призвав разойтись и выйти на работу.

Той же ночью команда Кагановича, мобилизовав членов партии, провела несколько подконтрольных собраний на фабриках и в бараках, обещая помощь и собирая ходатайства.

Реклама

День принципиальных уступок
13-го апреля 1932 года состоялись обстоятельные встречи Кагановича с рабочими вичугских предприятий и к концу дня были приняты важные решения: карточные нормы хлебного довольствия восстанавливались в прежнем размере, хлебные поставки в город увеличивались. Были также сделаны принципиальные уступки в области альтернативных способов пропитания: было разрешено создавать пригородные подсобные хозяйства при фабриках, разрешено в городе открыть «советский базар» (колхозный рынок), рабочим обещано выделять городские земли под огороды.
Вичуга — родина колхозного рынка. Вичуга — родина нового нэпа.
Вскоре после этого, центральными властями были осуществлены реформы, аналогичные решениям, принятым в Вичуге.
Реклама

В частности, сразу после возвращения Лазаря Кагановича (1-го секретаря Московского комитета партии) в Москву было принято решение об экстренном открытии колхозных рынков в столице. И первый московский «советский базар», знаменитый Тишинский рынок, был открыт уже 20 апреля 1932 г., через неделю после вичугского бунта.

А в мае 1932 г. вышел целый пакет правительственных постановлений, который уже в масштабах страны разрешал открывать в городах колхозные рынки и торговать на них хлебом и мясом, как колхозникам, так и частникам. Эти постановления историки окрестили «неонэпом». 1932 год также стал временем массового создания подсобных хозяйств при предприятиях.

И эти факты (реформы общегосударственного масштаба, неонэп) стали реальным достижением восставших вичугских ткачей.

Спасибо за внимание!
Всего доброго!

Реклама