Семик праздновался народом в роще, лесу, на берегу реки или пруда так же весело и широко, как и Масленица. К этому дню было принято красить яйца, готовить караваи, печь пироги. На рассвете люди украшали свои дома и улицы веточками березы, которую называли семицким деревом. Главным же обрядом славянского праздника было «завивание венка», совершаемое традиционно в четверг.
Принарядившись, девчата отправлялись в лес, где выбирали понравившиеся березы. Ветви деревьев пригибались к самой земле и сплетались вместе с травой для того, чтобы передать земле жизненную силу березки. Веночки плели, «завивали», не отламывая ветки от дерева. Спустя пару дней девчата возвращались к березам и отделяли от них эти веночки, чтобы пойти с ними к реке и погадать. В какую сторону веночек уплывет — там и суженый найдется.
Завитую березку через некоторое время срубали, украшали ленточками и, величая в песнях, носили по улицам. Кстати, общеизвестная песня «Во поле береза стояла» как раз принадлежит к песням Семика. Ряженье дерева и его величанье свидетельствовало о желании заручиться могущественной помощью природы в повседневных крестьянских делах.
Кроме того, Семик, так же как и Красная Горка, был днем поклонения душам умерших, почитания предков. Следуя старинным дедовским обычаям, с самого утра в субботу русальной недели люд шел на кладбище, чтобы помянуть отошедших в мир иной родственников.
После посещения могил усопших предков народ заводил песни и хороводы. В языческие времена целью хороводов было прогнать зиму, заручиться помощью природы для хорошего урожая, открыть сезон сватанья и свадеб. Исполнение хороводных песен сопровождалось хождением по кругу, «посолонь» — по движению солнца. Поэтому хоровод в своем исконном значении символизирует движение солнца.
После песен и хороводов березку торжественно несли на берег реки и топили ее, это действо должно было обеспечить достаточное количество дождей и влаги на весь земледельческий период.
Наряду с завиванием березы в Семик девчата совершали еще один обряд, получивший название кумления. Его можно сравнить с обрядом побратимства у юношей. Покумившиеся подруги становились сестрами и клялись друг другу дружить всегда.
Под пение «кумитных» песен девицы подходили к березке, конец одной из веточек которой закручивался в форме веночка, и трижды целовали друг дружку через него, а затем снимали с шеи крестики и обменивались ими. Покумившись, жили как сестры. Еще в конце XIX века к этому обряду относились очень серьезно, и кумовство сохранялось на всю жизнь.
Иногда обряд кумления дополнялся еще одним магическим действом, которое носило название «крещение кукушки». Смысл этого действа заключался в том, что женщины разного возраста делали кукушку и несли ее в лес, крестили ее и кумились, а затем хоронили.
Кукушку делали по-разному. Иногда из разноцветных лоскутов, иногда использовали траву, которая называлась «кукушкины слезы». Кукушку было принято наряжать в сарафан и платок.
Крещение кукушки совершалось следующим образом: на нее вешали крестик и устраивали на ветке, под которой кумились. Затем кукушку зарывали в землю, а через некоторое время снова отрывали, что символизировало умирание и воскрешение природы.
Исполнялся обряд, когда нужно было стимулировать рост растительности. Помимо того, траве «кукушкины слезы» приписывалась магическая сила — сохранять любовь мужа.