История появления судоку
Судоку ошибочно называют «японской головоломкой» или «магическим квадратом». Хотя, на самом деле, изобретение судоку не имеет никакого отношения ни к магии, ни к Японии. Основу данной головоломки — игру «Латинский квадрат» — придумал Леонард Эйлер. Этот знаменитый математик родился в Швейцарии, но трудился многие годы в Петербургской академии на благо российской науки.
После, спустя почти два столетия, к «латинским квадратам» приложил руку Ховард Гарнс, американский архитектор, который подрабатывал, придумывая головоломки для газет. В 1979 году он модернизировал игру Эйлера и опубликовал в американском журнале головоломок и кроссвордов.
Хоть первое появление судоку и не вызвало фурора, чуть позже этот числовой ребус оценили японцы. И даже дали ему своё название, которое дословно переводится как «
Основа поиска решения
Судоку, на первый взгляд, чрезвычайно простой и понятный ребус. Для его решения не требуются определенные знания или словарный запас. Основа головоломки — квадрат, разделенный на 9 меньших квадратов (3 на 3), каждый из которых также разделен на 9 ячеек — по 3 в строке и столбце. То есть основное поле судоку представлено 81 ячейкой. Их необходимо заполнить цифрами от 1 до 9 так, чтобы ни в строке, ни в столбике, ни в отдельных 9-ти квадратах они не повторялись.
При этом в каждом судоку изначально проставлены некоторые цифры-подсказки. Их порядок, месторасположение предопределяет решение ребуса. Чем больше подсказок — тем легче уровень судоку. Максимально сложные судоку (в классическом варианте) могут иметь всего 17−16 подсказок.
Чтобы решить судоку, можно использовать многочисленные правила и стратегии, выведенные почитателями этой головоломки. Например, наиболее очевидное из них: просматривать изначально наиболее заполненные строки и столбцы. Или же полагаться исключительно на собственную логику и память.
Разные вариации судоку
Эта головоломка со временем стала настолько популярна, что её любителям захотелось разнообразия. Так появились разные вариации данного ребуса:
- Судоку нестандартных размеров (от 4×4 до 25×25). Уменьшенные головоломки создатели рекомендуют для детей как отличное развивающее занятие.
- Судоку-диагонали — здесь заданы диагонали больших квадратов, на которых цифры также не должны повторяться.
- Судоку-суммы, где выделены (помимо основных) разные блоки. В каждом из них обозначается сумма тех цифр, которые должны в него входить.
- Судоку с другими заданными условиями, например, «Чётное-нечётное». В таких головоломках выделяются ячейки, где должны быть только четные/нечетные цифры.Реклама
- Сцепленные судоку большого формата с общими блоками.
Свидетельство популярности
Кроме этого, о большой популярности судоку свидетельствует выпуск разнообразных настольных игр судоку, компьютерных, мобильных приложений
А ещё многие математики, ученые «ломают голову» над судоку. К примеру, подсчитывают, сколько есть вариантов расстановки, комбинаций цифр для стандартного размера судоку 9×9 (23-значное число!). Или устанавливают, сколько, как минимум, должно быть подсказок, чтобы головоломка имела одно единственно правильное решение.
Польза разгадывания судокуРеклама
И конечно, нельзя не отметить, что судоку не только интересно решать, но ещё и полезно. Многочисленными исследованиями доказано благотворное влияние разгадывания математических задач на работу головного мозга. Ведь в данном процессе задействуется память, активизируется логическое мышление, стимулируется умственная деятельность в целом.
Решение судоку развивает внимание, стратегическое мышление и многое другое. И самое главное, каждая разгаданная собственными усилиями головоломка — это маленькая победа, и она делает человека счастливее. Ради этого стоит уделить время судоку!