По воспоминаниям Ханка, после встречи Минков сказал ему: «По-моему, твоя песня не очень ей подходит». Поначалу казалось, что коллега прав. Своего «звёздного» часа «Песне первоклассника» пришлось ждать почти два года…
Надо сказать, что Эдуард Семёнович — автор уже нашумевшего хита про «Потолок ледяной, дверь скрипучую» — всю первую половину 1970-х писал в основном музыку для кино. Поэтому возвращение на эстраду далось ему непросто.
Эдуард Ханок:
«Я долго не мог приспособиться к этим новым обстоятельствам — чувствовал, что пишу блекло и главное — старомодно… Наконец через какое-то время почувствовал, что вкус к творчеству постепенно возвращается. Вот в такой ситуации была написана „Песня первоклассника“. Ее текст мне дал поэт Игорь Шаферан. Прочитав стихи, я понял, что все это для меня. Сочинялось удивительно легко — было такое ощущение, что не я писал, а музыка просилась наружу».Реклама
Премьера творения Ханка и Шаферана получилась весьма своеобразной. Сначала «Песня первоклассника» появилась на страницах юмористического журнала «Крокодил» (№ 13 за 1977 год) в виде одних лишь нот и текста, да ещё без упоминания авторов…
Дело в том, что один из разделов журнала — «Сатиробус» — объявил анонимный конкурс «Пой песню, пой» на лучшую шуточную молодёжную песню. «Песня первоклассника» прекрасно отвечала условиям конкурса и представляла собой сатиру на слишком усложнившуюся программу школьного образования (то ли дело сейчас!).
Нам учитель задает
С «иксами» задачи.
Кандидат наук — и тот
Над задачей плачет.То ли еще будет,
Ой-ой-ой!
Имена авторов присланных песен были обнародованы, лишь когда журнал объявил итоги конкурса. «Песня первоклассника» получила 3-е место и даже была издана на пластинке наряду с другими песнями-победительницами. Интересно, что знаменитое «То ли еще будет» впервые прозвучало не в исполнении взрослой тётеньки, а из уст замечательной 8-летней девочки — Оли Рождественской.
В том же 1977 году Оля покорит всю страну исполнением «Песни Красной Шапочки» («А-а-а! В Африке горы…»), однако «Песня первоклассника» такого успеха иметь не будет.
Всё изменится в 1978 году, когда о старом предложении Ханка вспомнит Алла Пугачёва. По словам певицы, её дочь Кристина как раз пошла в 1-й класс, и тема песни показалась ей уместной и близкой.
А. Пугачёва:
«У моих песен только одна героиня — это я сама. Иногда мне приходится надевать маску, например, первоклассницы, но это опять-таки для того, чтобы продемонстрировать мое отношение к тем или иным вопросам, скажем, к учебной программе начальной школы. Кстати, упомянутая песня принесла свой практический результат: Министерство просвещения и Академия педагогических наук СССР приняли решение облегчить программу для первашей. В печати, обсуждавшей эту проблему, были ссылки на мою песню».Реклама
Ханок признавался, что его песня стала популярной не только благодаря исполнительскому таланту Пугачёвой, но и её умению правильно аранжировать песню, сделать её более современной и эффектной.
Ещё сильнее певица «отредактировала» другое творение композитора, известное нам под двумя названиями — «Ты возьми меня с собой» и «Журавлик».
Это была одна из т.н. «погибших» мелодий. Ханок писал её для к-ф «Зелёные фонтаны», и сначала она напоминала этакий «вальсок». Пугачёвой такая аранжировка не понравилась, она села за рояль и тут же сыграла мелодию по-своему — изменив вальсообразныые три четверти на четыре четверти.
К трогательной мелодии Илья Резник сочинил такой же трогательный текст, в которой затронул ещё одну близкую певице тему — тему материнства.
А. Пугачёва:
«Я, честно говоря, со смехом её сделала, потому что был хороший текст Илюши (поэта Ильи Резника — С.К.), а мелодия просто один в один (напевает) „Я давно искал такую и не больше, и не меньше“ (имеется в виду песня „Бабье лето“ в версии её автора И. Кохановского — С.К.). …Я решила её просто так приукрасить, чтобы никто не догадался».
Если Эдуард Ханок был известен и до работы с Пугачёвой, то для Виктора Резникова встреча со Аллой стала по-настоящему судьбоносной. Членом Союза композиторов Резников не был, даже музыкального образования не имел. Поначалу он работал тренером по футболу, а песни сочинял дома в виде хобби.
В 1978 году, когда Пугачёва приехала с гастролями в родной город Резникова — Ленинград, друзья композитора решили над ним подшутить. Они сказали, что певица наслышана о его творчестве, желает познакомиться и ждёт в гостинице «Европейская». Тут-то и пригодилось сходство фамилий молодого композитора и постоянного партнёра Пугачёвой — поэта Резника. Охранник, не разобравшись, открыл дверь, и знакомство состоялось.
По словам участников встречи, тогда Пугачёва не предлагала свою кандидатуру исполнительницы, а обсуждала, кому бы можно было предложить песни Резникова. Однако спустя два года всё-таки взяла в свой репертуар композицию
М. Шпагин «Такие разные встречи» 1981:
«…очень многим телезрителям запомнилось, как перед самым открытием Олимпиады она исполнила популярную песенку про тучи. И, словно услышав певицу, набежавшие было тучи очистили небо, открывая дорогу замечательному празднику».
Так один из самых «солнечных» композиторов советской эстрады получил свою путёвку в жизнь. Правда, сотрудничество Резникова с Пугачёвой не было постоянным. Например, их второй совместный хит — «Бумажный змей» — поначалу предназначался другой певице — Ирине Понаровской. Последняя даже звонила Пугачёвой с просьбой не отбирать у неё эту песню.
И. Понаровская:
«Когда я ей позвонила, мы душевно поговорили, она сказала, что шлягеров у нее хватает и так. А спустя 10 дней исполнила „Бумажного змея“ в эфире программы ко Дню милиции».
Спорить со звездой советской эстрады уже тогда многим было не по силам. Даже такому именитому и давнему партнёру Пугачёвой, как Леонид Дербенёв…
Яблоком раздора для певицы и поэта стал очередной хит — «Всё могут короли», написанный на музыку Бориса Рачкова. История о несчастном короле Луи Втором, который не смог жениться по любви на пастушке, впервые прозвучала на «Голубом огоньке — 77/78». По поводу этой — совершенно безобидной и прекрасно вписывающейся в советскую идеологию — песни существует немало странных инсинуаций.
Например, рассказывают о том, как певице запретили исполнять её на концерте ко Дню милиции, а она не только исполнила, но и спела строчку про королей, тыкая в ряды начальства МВД. Некоторые журналисты даже пишут, что власти усматривали в герое этой песни… генсека Брежнева!
Конечно, Пугачёвой могли периодически ставить палки в колёса, но причём здесь текст «Королей»? Разве в СССР была монархия? Разве руководителям государства запрещалось жениться по любви? Может, и на фестивале, проходившем в польском Сопоте в августе 1978 года, Пугачёва пела эту песню «вопреки»? И «вопреки» властям песня вышла на пластинке, разошедшейся миллионным тиражом? Что за феерический бред!
Кстати, поначалу Дербенёв рассчитывал, что упомянутая выше пластинка-гигант будет полностью состоять из песен на его стихи и называться «Всё могут короли». Однако тогдашний супруг Пугачёвой — Стефанович — посчитал такое название слишком легкомысленным, и альбом переименовали в «Зеркало души».
А. Стефанович:
«Случайно мы узнали, что на фирме „Мелодия“ делают ее пластинку. Я помчался туда и увидел совершенно жуткую обложку, которая называлась „Все могут короли“… А поскольку это выпадало из созданного образа певицы, я сказал ей: запрети этот ужас, наложи вето…».
Последней каплей станет премия Сопотского фестиваля. Дело в том, что это был конкурс не исполнителя, а песни. Поэтому деньги должны были получить не только певица, но и авторы.
Вера Дербенева «Между прошлым и будущим»:
«Свою часть премии Алла пожертвовала в один из детских домов в Польше. Лёня и Борис ждут своей части премии. Опять нет. Говорит, что деньги у неё украли, злотых нет, когда заработает, — отдаст в рублях. Борис в рублях взял, Лёня — не захотел (он должен был ехать в Польшу и очень рассчитывал на эти злотые). Разругались они с Аллой в пух и прах».
О новом творческом этапе Пугачёвой — сотрудничестве со знаменитым Раймондом Паулсом — я расскажу в следующий раз.