Самый молодой из них — город Славгород в Алтайском крае. Появился он в Кулундинской степи между двух озер в 1910 году.
Это было время так называемых «Столыпинских реформ». Их инициатором был премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин (1862 —1911).
Начались эти реформы в 1906 году. Их главной целью было разрушить сельские общины, которые с середины XIX века были коллективными владельцами земель, обрабатываемых крестьянами. Подобная «коллективизация» была проведена еще во времена императора Николая I. Главной ее целью было оптимизировать взыскание с крестьян налогов.
Налогом облагался каждый двор, но ответственным за выплату был не глава семьи, а вся община (или, как часто говорили крестьяне, «общество»). То есть за тех, кто не мог частично или полностью заплатить полагающийся налог, расплачивались более богатые члены сельской общины. Государству и помещику — явная выгода. Внутренние же долги в общине выплачивались чаще всего не деньгами, а бесплатным трудом на заимодавца.
Во времена крепостного права сельская община помогала крестьянину и довольно часто защищала его от произвола помещиков. Но когда крепостное право отменили, сельская община стала препятствовать именно тем хозяевам, которые могли и хотели работать лучше и эффективнее.
Лучше и эффективнее можно было работать только на своей собственной земле. Поэтому целью реформ Столыпина было разрушить общинное землевладение. Крестьяне должны были покинуть общину и получить землю в личную собственность, причем одним нераздельным участком, чтобы исключить чересполосицу, имевшую место в общине.
Был еще один путь наделения крестьян землей: государство выкупало земли у помещиков и перепродавало их крестьянам на льготных условиях.
Наконец третий путь осуществления земельной реформы по планам Столыпина состоял в том, чтобы переселить земледельцев на обширные пустующие целинные земли в восточных районах страны. Алтайская степь была одним из таких районов.
Транссибирская магистраль уже была проложена. По ней переселенцы из центральных и западных районов империи поехали в Сибирь. Переселение было организовано достаточно толково и разумно. Для перевозки семей выделялись специальные железнодорожные вагоны, которые тут же получили название «столыпинских» или даже просто «столыпиных».
В советское время так называли железнодорожные вагоны, предназначавшиеся для перевозки заключенных. Но те, настоящие, дореволюционные, «столыпинские» вагоны были не в пример удобнее и комфортнее гулаговских. В каждом таком вагоне было предусмотрено не только место для переселенческой семьи и ее имущества, но и для принадлежащего этой семье скота.
Переселенцев не только везли на новые земли за государственный счет. Всем семьям выплачивали денежные суммы для обустройства на новом месте и для первичного обзаведения хозяйством.
Нечего и говорить, что на такую «авантюру» отваживались люди молодые, бесстрашные и предприимчивые. Причем таких было немало. Иной раз переселялись в Западную Сибирь целые деревни.
Славгород на Алтае возник на месте одного из таких новых поселений. Говорят, что Столыпин приехал сюда в 1910 году с инспекцией и, увидев в степи большое село, сказал: «Да у вас здесь целый город! Славный город!»
Так это было или не так в истории города, сейчас вряд ли кто скажет. Но поселение назвали Славгородом, а Петра Столыпина стали считать его основателем. В 1914 году Славгород получил статус города. А в 2010 году, когда праздновали 100-летие города, здесь установили гранитный бюст министра-
Второй Славгород, который находится в Украине, в Днепропетровской области, чуть постарше Славгорода алтайского. И гораздо меньше его. Украинский Славгород даже не город, а поселок городского типа.
Село под названием Славгородка возникло в приднепровских степях в начале XIX века. И быть бы этой Славгородке селом вечно, если бы в 1870-х годах через здешние просторы не проложили железную дорогу Москва — Курск — Харьков — Севастополь. В 1873 году неподалеку от Славгородки была построена железнодорожная станция Славгород.
Железная дорога — источник богатства и место работы. Поэтому село постепенно подтянулось к станции и перетянуло на себя ее название, стало называться Славгородом. Впрочем, и в наше время станция Славгород невелика и малозаметна. Большинство поездов пролетают мимо, даже ход свой не замедляя. Те же поезда, что останавливаются здесь, стоят всего минуту или две.
Самый же древний Славгород находится в Беларуси, в Могилевской области. Поселение это известно с XII века. Городок, возникший на месте впадения в реку Сож речки Прони, принадлежал Смоленскому княжеству, а потом отошел к Великому княжеству Литовскому.
Речка Проня была быстрой, и при ее впадении в Сож у Замковой горы, где поставили город, образовывался сильный водоворот. Водоворот этот назывался пропоем (прупоем). Он и дал название городу — Пропой. Но правила словообразования не обманешь. Поэтому вскоре городок назывался уже смешным словом Пропойск.
Народная этимология не преминула порезвиться на этот счет. Согласно шуточной легенде город возник в 1708 году, после битвы Петра I со шведами. Неподалеку, около деревни Лесной, русские войска разбили шведскую армию. Такую победу как не отпраздновать? Петр I повелел отдать солдатам все наличные запасы спиртного. Те устроили грандиозную пьянку на месте нынешнего города. Пропили все. Посему и место это стали называть Пропойском, и город, вскоре на этом месте возникший, тоже унаследовал сие славное имя.
Сильные бои в этих местах происходили и в 1943 году, в ходе освобождения Белоруссии. Пропойск был освобожден 25 ноября 1943 года. В мае 1945 года дивизия, освобождавшая город, получила звание гвардейской. По всем правилам именоваться бы ей гвардейской Пропойской дивизией. Однако Верховный главнокомандующий, подписывая соответствующий приказ, решил, что такое неблагозвучное название воинскому соединению давать нельзя. Посему было решено переименовать город Пропойск в Славгород. Что и было сделано 23 мая 1945 года.