История профессии отчасти написана художниками прошлого. Когда точно появились точильщики со своими принадлежностями — неизвестно. Скорее всего, в незапамятные времена: точили топоры, мечи, копья, стрелы и, само собой, ножи и ножницы, ювелирные инструменты, столярные инструменты. Естественным материалом для заточки служили твердые породы камня, прежде всего — песчаник.
Когда люди сообразили, что можно ускорить процесс и вращать точильный камень, они использовали для вращения и водяные колеса, и ножные приводные механизмы. Почему-то точильные камни были очень больших размеров, близко к росту человека, что и нарисовал Герард Терборх, голландский художник XVII века.
На картине «Семья точильщика» — беднейший двор: отвалившаяся штукатурка, выпадающие кирпичи, неубранный дворик с валяющимися косами. Сам точильщик — за работой, его корпус наполовину скрыт точильным камнем. Он затачивает нож для человека, который стоит и наблюдает за работой. Скорее всего, этот человек — мясник.
Художник не изобразил, как мастер вращает такое громадное колесо, но можно предположить, что есть механический привод, вероятно — педальный (для привода от водяного колеса нужна речка, а на картине нет на это никакого намека).
Якоб Дук, нидерландский живописец XVII века, спустя пять лет написал картину «Уличная сценка с точильщиком ножей и элегантной парой» (надо полагать, название дали продавцы картины). Он тщательно выписал все детали точильного станка, установленного на тачке: педальный привод, камень, банка с водой для смачивания круга, фетровый круг для доводки лезвий (справа, под рукой дамы).
Адриан ван Остаде в 1674 году изобразил гулянку на городской улице, и одна из деталей картины — точильный камень. Он не такой большой, как у Терборха, как бы подходящий к нуждам хозяина. То есть заточка становится элементом жизни любого домовладельца.
Вероятно, художников привлекал процесс работы: снопы искр из-под затачиваемых предметов. В 1708 году Иоганн Генрих Кёлер выполнил «Точильщика» из слоновой кости, золота, серебра, бриллиантов, драгоценных и полудрагоценных камней. Точильный станок (уже не один круг, а набор из шести кругов) смонтирован на тачке, круги приводятся во вращение педальным приводом.
В 1877 году немецкий художник Адольф Эберле зарисовал сценку «Визит к деду»: дети смотрят на то, как старик ремонтирует сеть, забавляются с собаками. Точило стоит слева около дверей — оно стало обычным инструментом.
С появлением электромотора промышленность начала выпускать электрические точила. Для домашнего пользования можно купить точило с ручным приводом, оно крепится к столешнице струбциной.
А что стало с ремесленниками, точильщиками, которые оказывали услуги на месте? И для них появилось решение (правда, кустарное, не промышленное): на мотороллер или на мотоцикл ставят раму, на нее — портативный бензиновый двигатель, от него — ременная передача на шпиндель с насаженными точильными кругами. Завел мотор — и от клиента к клиенту.
Профессия продолжает жить!
Что еще почитать по теме?
Город Андриана ван Остаде. Кто в нем работает?
Питер де Хох «Приятная компания». Зачем на картине нищий?
Корнелис Трост, «Семья у клавесина». О чем рассказывает эта картина?