И Святослав приехал «в день пяток, на Похвалу святей богородици». Похвала Богородицы — это пятая суббота Великого Поста. В 1147 году — 4 апреля.
Портрет Юрия Долгорукого и изображен на лицевой стороне медали. Точнее, условный портрет, потому что реальные изображения Юрия Владимировича до нас не дошли. Нет и останков, по которым можно реконструировать внешность.
Итак, что мы знаем о Юрии Долгоруком? Ну, помимо того, что он основал Москву?
Так с ходу и не вспомнить! Разве что он сын знаменитого Владимира Мономаха… Чем, кстати, знаменитого?
Нет, кажется, так мы далеко не уйдем…
А ведь Юрий Владимирович — фигура масштабная. В одной из книг его сравнили с европейскими кондотьерами — командирами наемных отрядов. И действительно, самый известный памятник князю, на Тверской площади Москвы, «почему-то» похож на памятники кондотьерам.
Юрий и воевал всю жизнь, как многие другие Рюриковичи. С половцами (1111 г., предположительно, участвовал в походе отца), с Булгарией (1120 г.), с новгородцами (1134, 1139, 1147 гг.). И, наконец, самое (по крайней мере, для самого Юрия) главное — за южные земли (1132, 1134, 1135, 1157 гг.) и Киев (1149, 1151, 1155 гг.).
Воевать с Булгарией и половцами — это нормально. Кто из Рюриковичей с ними не воевал? А кто не воевал в союзе с половцами? Не торговал с булгарами? Отец Юрия, Владимир Мономах, и вовсе женил сына на дочери половецкого хана, закрепляя союз со степняками. И Юрий будет активно привлекать половцев к участию в своих военных мероприятиях. В общем, нормальные для средневековья добрососедские отношения.
Новгород — это и прибыльное место, и вооруженная сила для войн на юге. Кстати, Юрий первым захватил Торжок, блокируя подвоз продовольствия в Новгород. Походы на Торжок станут любимой «фишкой» его потомков: Всеволода Юрьевича, Юрия Всеволодовича, Ярослава Всеволодовича…
Юрий, первый Ростово-Суздальский князь, вел себя на Севере, как настоящий хозяин. И притом всю жизнь стремился на Юг… где, в общем, тоже пытается навести порядок. Правда, не в устройстве земель, а в большой «семье» Рюриковичей, в порядке наследования.
Киевский стол, вопреки лествичному праву, занял (1146 г.) не сын, а племянник Мономаха — Изяслав Мстиславич. Выражаясь современным языком, «не по понятиям»! И в 1149 году Юрий впервые идет походом на Киев. В следующем году его выбивает Изяслав. В 1151-м снова возвращается Юрий. И снова бежит…
И лишь в 1154-м, после смерти Изяслава, утверждается в Киеве, выгнав успевшего занять стол Изяслава Черниговского.
Здесь он прежде всего рассадил по городам сыновей. Впрочем, Юрий обеспечивал их уделами и раньше. И проявляет себя как дипломат и даже миротворец. «Разруливает» щекотливую ситуацию с половцами, которых ограбили берендеи. Теперь берендеи стали подданными Юрия, как Великого князя…
Один раз Юрий бьет половцев. Второй — откупается от них. В третий половцы уходят, увидев объединенное войско Юрия. Заодно Юрий мирится с Изяславом Черниговским, предложив на «выбор»: придет тот с миром или Юрий к нему…
Заодно устраивает брак дочери Изяслава со своим сыном.
Сына, княжившего в Новгороде, великий князь женит на местной боярышне, начиная закреплять Новгород за своим родом.
В Киеве, добытом такими усилиями, Юрий княжит всего три года. С популярной, приведенной в Википедии версией об отравлении, согласны далеко не все историки. Тот же Андрей Боголюбский не выдвигал такого обвинения киевским боярам.
Но всего этого мы не помним. Да и самого Юрия, между прочим — родоначальника Суздальской/Владимирской/Московской княжеской династии, не слишком-то помнили до 1840-х, когда решили отпраздновать 700-летие Москвы.
Хотя вряд ли сам Юрий считал строительство пограничной крепостцы значимым достижением в сравнении с другими своими «стройками». Доставшуюся ему вотчину он буквально наполнял городами. Достоверно им основаны Переславль-Залесский, Юрьев-Польской, Кснятин, Дмитров, Дубна. Предположительно — Тверь, Кострому, Гороховец, Городец, Звенигород. Кидекша, где был двор Юрия, существовала много раньше. Но именно тут сохранилась княжеская Борисоглебская церковь.
Москва тоже уже была. И даже заложенный Юрием город, видимо, не первый. Но с этого времени начинается подъем Москвы. А к XIV веку она уже готова подхватить первенство на русском Северо-Востоке.
Но к этому мы вернемся. Как-никак, в этом году Москве 870 лет…
Что еще почитать по теме?
Когда бы мы узнали о Москве, если бы не грандиозная пьянка?
Почему Михаил Скобелев «уступил» свое место Юрию Долгорукому?
Что хорошего принесло на Русь ордынское иго?