Иногда сэмплы не просто вставлялись кусочками, а становились основой для какой-нибудь новой песни. О двух песнях, построенных по этому принципу, я сегодня и расскажу…
В 1997 году одним из самых продаваемых синглов стала композиция «I'll Be Missing You» («Я буду скучать по тебе»). Её название неслучайно: рэппер Пафф Дэдди сочинил эту песню в память о своём друге и коллеге, известном под псевдонимом Notorious B.I.G., который 9 марта был застрелен на улице неизвестным. Хотя что значит «сочинил»?
Любой меломан без труда услышит, что текст песни начитан на идущий по кругу гитарный рифф из знаменитого хита группы POLICE «Every Breath You Take» 1983 года. Пафф Дэдди очень любил этот хит и использовал его рифф как фон, чтобы «поговорить» со своим погибшим другом. К «разговору» он также подключил жену убитого — певицу Файс Эванс, и хип-хоп группу 112.
Сингл был выпущен уже 27 мая 1997 года, и успех его был огромен. «I'll Be Missing You» разошелся тиражом 7 млн. копий, возглавил хит-парады в 14 странах и получил «Грэмми» за лучшее рэп-исполнение дуэтом или группой.
Разумеется, как только Дэдди написал свою песню, он тут же обратился к правообладателю «Every Breath You Take» за разрешением. Несмотря на то что в сэмпле мы слышим только игру гитариста POLICE Энди Саммерса, всеми правами на песню обладал её автор — небезызвестный Стинг.
Стинг своё разрешение рэпперу дал и даже присоединялся к Дэдди и Эванс, когда те исполняли «I'll Be Missing You» на церемонии «MTV Video Music Awards». Как видите, он не прогадал… Если верить бывшему менеджеру Стинга, то авторские отчисления за эту песню принесли певцу четвёртую часть (!) доходов за всю его карьеру.
Дэдди, как понимаете, тоже в накладе не остался и использовал свой хит ещё раз — по похожему поводу. В 2009 году он исполнил «I'll Be Missing You» в Лондоне на концерте памяти принцессы Дианы и снова угодил в британский топ (32-е место).
Совсем другая история приключилась с хитом британской группы VERVE…
Однажды в руки лидера этой группы попала пластинка «The Rolling Stones Songbook», выпущенная ещё в 1966 году менеджером THE ROLLING STONES — Эндрю Олдхемом. Материал пластинки представлял собой оркестровые обработки песен «роллингов». Входила туда и симфоническая версия хита 1965 года «The Last Time», настолько красивая, что оригинал узнавался в ней не сразу.
Услышав эту мелодию, Эшкфорт вдохновился и написал на её основе новую песню под названием
Ричард Эшкфорт:
«Мне нужна была стена звука, она жила у меня в голове, она звучала, я был где-то там, со всеми великими. И в этот момент смешно было бы мне говорить: убери здесь барабаны конга, добавь здесь колокольчик».
Несмотря на красивую мелодию, текст вышел довольно грустным.
Автор перевода — Александра:
en.lyrsense.comВедь эта жизнь — горько-сладкая симфония,
Ты раб денег до самой смерти.
Я проведу тебя по единственному пройденному мной пути.
Ты знаешь того, кто отведет тебя в места,
Где все артерии соединяются.Не меняюсь, я не могу измениться.
Я не могу измениться, я не могу измениться.
Но я такой, какой есть,
Я такой, какой есть.Реклама
Свою лепту в раскрутку песни внёс и клип, где отрешённый герой Эшкфорта упорно идёт по улице, не обращая внимания на то, что толкает и сбивает всех, кто встаёт на его пути.
Как и Пафф Дэдди, лидер VERVE не собирался никого обманывать и сразу решил уладить проблему с авторскими. Он связался с Алленом Кляйном, который владел правами на все песни, написанные ROLLING STONES до 1970 года. Тогда стороны договорились, что поделят доходы от песни поровну.
Однако стоило «Bitter Sweet Symphony» стать большим хитом (№ 2 в Британии, № 12 в США), как Кляйн заявил, что группа использовала «гораздо больше, чем сэмпл», и отсудил себе ВСЕ права на хит VERVE. То есть вместе с текстом Экшфорта и гитарной партией, придуманной продюсером группы Уиллом Мэллоуном.
Ричард Эшкфорт:
«…этот кусочек, который все так любят, ни на что не похож. Это Мэллоун, мой аранжировщик. Это его гений».
Отныне под «Горько-сладкой симфонией» в качестве авторов значились Мик Джаггер и Кит Ричардс. Когда один журналист спросил самих лидеров ROLLING STONES, что они думают по этому поводу, те просто отмахнулись — мол, это всё чисто адвокатские дела, а VERVE пусть учатся сами писать хорошие песни.
Что касается Эшкфорта, то поначалу он перенёс удар стоически. Но постепенно раздражение всё больше прорывалось на публике — особенно после того, как Кляйн стал активно продавать песню для разных рекламных роликов. Так в одном из интервью Эшкфорт язвительно сказал, что «Bitter Sweet Symphony» — «лучшая песня ROLLING STONES за последние 20 лет», а на одном из концертов посвятил эту песню «роллингам», добавив, что «счастлив каждый раз оплатить немного счетов этих парней».
Что еще почитать по теме?
Как рождались хиты группы THE POLICE? Ко дню рождения Стинга
ROLLING STONES — 50! Что стоит послушать в честь юбилея группы?
Хиты 1960-х. Почему песни Луи Армстронга «Hello, Dolly!» и «What A Wonderful World» можно назвать «хитами, которых не хотели»?