Междуречье
В далекие времена этот сказочный регион назывался Междуречьем. Обширная территория, где река Молога впадала в Волгу, была прекрасной, а земли изобиловали урожаями. В водах реки ходили торговые корабли, а разнообразные виды рыбы, выловленной в Мологе, подавались к императорским торжествам. В 1777 году в населенном пункте насчитывалось более 300 домов, что стало поводом для
В 30-х годах XX века в городе была создана машинно-тракторная станция, открыт техникум, промышленный комбинат, работала мельница. Город разрастался, в нем уже было выстроено около 900 жилых домов, торговля велась в 200 магазинах.
Изменения начались, когда правительство СССР поставило главную цель — электрификация любой ценой.
Решающие четыре метра
Для жителей Мологи 1935 год стал роковым, но об этом никто не догадывался. Конечно, они узнали о намерении правительства построить Рыбинское водохранилище, но не беспокоились, так как первоначальный проект предполагал подъем воды до 98 метров, тогда как город Молога находился на 2 метра выше запланированного уровня воды.
Но немного позже в проект были внесены поправки. С целью увеличения мощности Рыбинской ГЭС было решено повысить уровень водохранилища до 102 метров. Так территория затопления увеличилась в два раза, и судьба города и сотен ближайших сел, таким образом, была решена.
Впрочем, грозный звонок получил Афанасьевский монастырь уже в 1929 году. Знаменитый российский монастырь славился иконой чудотворного образа Тихвинской Божией Матери. Как известно, с ней на свою родину Мологу прибыл князь Михаил Давидович в 1321 году, получивший этот край в наследство от отца.
Так, дурное предзнаменование, по мнению священнослужителей, произошло в 1929 году, когда из монастыря власти страны забрали чудотворную икону для уездного мологского музея, а вскорости монастырь превратили в подсобное здание для трудовой колонии. Затем икону изъяли и из музея — как предмет с содержанием ценного металла. Так город Молога остался без небесного покровительства. Возможно, именно поэтому беда не заставила себя долго ожидать…
Переселение ценою в жизнь
В начале осени 1936 года правительство издало указ о немедленном выселении 60% жителей города Мологи. Тем, кто не пожелал добровольно покинуть пределы городского поселения, угрожали, что в начале 1937 года будут принудительно вывозить из города. Недовольных было много, поэтому переселение затянулось до 1941 года, к началу самого затопления.
По плану строительства ГЭС из районного центра было выселено 130 000 жителей. Расселение шло по соседним областям, но самых активных противников и агитаторов отправляли на стройку в Волголаг, где требовалась рабочая сила.
Однако были такие жители, которые не пожелали покинуть родные дома, они наглухо приковывали себя к большим предметам замками и обрекали себя на смерть. В докладе начальника госбезопасности местного отделения записано, что 294 жителя пожелали покинуть жизнь при наполнении водохранилища. У этих граждан власти на официальном уровне признали нервные заболевания, поэтому их гибель стала объяснимой.
Высокие дома взрывались саперами, так как становились помехой на пути движения кораблей. Интересный факт — Богоявленский собор взрывали несколько раз. При первом подрыве стены православного храма немного оторвались от земли и вернулись неповрежденными в прежнее положение. Лишь после четвертого взрыва непокорный собор превратился в руины.
Со временем информация о Мологе попала под гриф «Совершенно секретно», как будто такого края никогда не было. Однако через 20 лет под Ленинградом, в память о затонувшем городе и ее погибших жителях, состоялась долгожданная встреча мологжан.