Дело в том, что когда война разразилась, оказалось, что русские корабли, деревянные, с парусной оснасткой, не могут конкурировать с англо-французским флотом, составленным в основном из стальных пароходов. Поэтому было принято решение затопить корабли на входе в Севастопольскую бухту, чтобы вражеские суда не смогли в нее войти. Экипажи затопленных кораблей должны были, обороняя город, сражаться на суше.
В свою очередь, англо-французские войска тоже изменили тактику. Главный удар по морской крепости было решено нанести не с моря, а с суши. Войска союзников высадились в районе Евпатории (северо-западнее Севастополя) и быстрым маршем двинулись к городу, надеясь захватить его с ходу.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
На Малаховом кургане были срочно возведены укрепления, построены временные редуты. Кроме того, русским повезло. Англичане и французы не думали, что город с этой стороны практически не укреплен, и на атаку с ходу не решились, опасаясь больших жертв. В результате быстрого штурма не получилось, осада растянулась на долгие 11 месяцев. Кровопролитных месяцев. Севастополь несколько раз подвергался разрушительным артиллерийским обстрелам как с кораблей, так и с суши.
Осаждающим тоже было нелегко. Их косили холод и болезни. За время осады огромное количество солдат погибло от холеры. От холеры же скончался командующий французскими войсками генерал Сент-Арно.
8 сентября, когда после жестокого артобстрела смолкли орудия Малахова кургана, начался решительный штурм. Через полчаса французские войска овладели Малаховым курганом. После этого оборонять город уже не представлялось возможным.
Русские войска оставили Севастополь, перейдя ночью на северную сторону бухты по наведенному понтонному мосту. Сам город был подожжён. Отступающие затопили военные суда, которые стояли в бухте, и взорвали пороховые погреба. Из-за того, что повсюду гремели взрывы, союзники не стали преследовать отступавших, опасаясь того, что город заминирован. В развалины Севастополя победители вступили только через три дня.
Всех павших в последнем штурме Малахова кургана — и российских солдат, и французских — похоронили вместе, в одной общей братской могиле, над которой был установлен памятник. Чтобы помнить.
Память о Крымской войне осталась не только в Севастополе. Эта война оказалась тактически важной для императора Франции
Одну из центральных улиц Парижа, которая идет от центра на север, к Восточному вокзалу, в 1855 году назвали Севастопольским бульваром (Boulevard de Sébastopol). На северо-востоке Парижа появились улицы Крымская (Rue de Crimée) и Евпаторийская (Rue d’Eupatoria), а также мост Альма (Pont de l’Alma) — в честь еще одной победы союзных войск, около крымской реки Альма. Рядом с мостом Альма находится площадь Альма (Place de l’Alma). В путепроводе под этой площадью погибла в автомобильной катастрофе принцесса Диана. В 16-м округе Парижа находится маленькая улица Трактир (Rue de Traktir), названная в честь моста Трактир на Черной речке, которая впадала в Севастопольскую бухту. У этого моста также состоялось одно из сражений во время обороны Севастополя.
Здесь же, в 16-м округе, проложен Малаховский бульвар (Avenue de Malakoff). Улицы с аналогичными названиями имеются в нескольких других французских городах. А в окрестностях Парижа расположен целый небольшой город Малакофф (Malakoff). Из центра французской столицы сюда можно добраться на метро.
Этот городок назван не в честь возвышенности в далеком Севастополе, а в честь французского военачальника Жан-Жака Пелисье (Aimable Jean Jacques Pélissier; 1794—1864). На заключительном этапе Крымской войны Пелисье командовал французскими войсками и, в частности, взятием Малахова кургана, а затем Севастополя. Именно поэтому его военные заслуги были отмечены особо. В июле 1856 года Пелисье получил титул герцога Малаховского (duc de Malakoff).
А ведь есть еще швейцарская закуска под названием «malakoff» — панированные шарики из жареного сыра. Закуска эта популярна в западной части Швейцарии и на берегу Женевского озера. Говорят, что ее придумали швейцарцы, служившие во французской армии и побывавшие в середине XIX века под Севастополем. Остроумные солдаты сравнивали эти горячие шарики с ядрами, сыпавшимися на них с оборонявшегося Малахова кургана.
И только малайзийская электрическая компания «Malakoff» никакого отношения к Малахову кургану не имеет…