Как Гладков сделал Боярского и Караченцова поющими киноактёрами? История песен из кинофильмов «Новогодние приключения Маши и Вити» и «Собака на сене»

Реклама
Грандмастер

В 1975 году т.н. спор «физиков и лириков» выплеснулся и на детские экраны. В декабре по центральному каналу была показана сказка «Новогодние приключения Маши и Вити», где научный скептик Витя и сердобольная фантазёрка Маша помогли освободить Снегурочку из плена Кощея Бессмертного.

— Не бывает в наши дни чудес на свете.
— Для тех, кто не верит в них сам.
— Нет Кощея, это знают даже дети.
— А сказки живут тут и там.
— Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути.
— Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди.

Фильм был снят по пьесе Павла Финна «Маша и Витя против „Диких гитар“», в которой вообще речь про Новый Год не шла. Вместо Деда Мороза в ней фигурировал Волшебник, а вместо Снегурочки была Белоснежка.

Реклама

Превратить пьесу в новогоднюю сказку взялся Геннадий Казанцев, но вскоре сильно заболел и передал свой проект другому режиссёру — Игорю Усову. Так как в пьесе хватало песен, то Усов решил сделать фильм музыкальным и пригласил Геннадия Гладкова. Сказка и мистика всегда волновали композитора, поэтому за работу он взялся с удовольствием.

Реклама

Фильм открыл широкому кинозрителю многих малоизвестных актёров. Например, Михаил Боярский, наверное, впервые выступил на экране столь ярко — и как актёр, и как певец. А ведь поначалу роль Кота Матвея должен был играть другой актёр, но перед съёмками он почему-то заартачился и… Далее версии происходящего расходятся.

Одни источники утверждают, что Боярского рекомендовал Гладков, который до этого заприметил молодого актёра в театральной постановке своих «Бременских музыкантов» играющим Трубадура. По словам же актёра Георгия Штиля (исполнителя роли лешего), именно он упросил Усова взять на роль Матвея брата своего давнего друга («Ты его возьми. Он на кота очень похож — черные усы. И музыкант вроде неплохой»

Реклама
).

Боярский тоже в долгу не остался и привёл за собой в фильм других актёров.

Михаил Боярский:
«Атмосфера на съёмках — почти семейная. Играли-то все „свои“. Однокурсница Валя Кособуцкая (Баба Яга — С.К.), лучший друг моего брата Жорка Штиль (Леший — С.К.), мой дядя Николай Боярский (Кощей — С.К.)».

Валентина Кособуцкая утверждала, что «непременным условием было, чтоб песни мы исполняли сами». Правда, были и исключения — заметно шепелявящая Маша (Наташа Симонова) вряд ли пела сама. До сих пор не знаю — сами ли пели Витя (Юра Нахратов — кстати, и в реальной жизни весьма начитанный мальчик, учащийся в английской спецшколе) и Снегурочка (Ирина Борисова — непрофессиональная актриса, юрист по профессии)?

Реклама

Зато остальные разошлись не на шутку. Актёры и композитор изрядно осовременили сказочных персонажей — достаточно вспомнить расклешённые джинсы Матвея или мини-юбку Бабы-Яги.

Более того, у нечисти была своя музыкальная группа, носящая явно пародийное название — ДИКИЕ ГИТАРЫ. Тогда слово «гитары» в названии советских ВИА было крайне популярно: ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ, ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ, украинские ЧАРИВНИ ГИТАРЫ.

Реклама

Разумеется, сказочная нечисть «лабала» рок, а в тексте песни упомянула ещё один советский ансамбль: «Мы лесные САМОЦВЕТЫ». Были и более скрытые отсылки: например, Боярский держал бас-гитару справа налево, явно подражая левше

Реклама
Полу Маккартни.

Популярность «Новогодних приключений Маши и Вити» привела к тому, что уже в следующем году вышла пластинка «Маша и Витя против „Диких гитар“».

Реклама

Музыка осталась той же, а вот сюжет вернули к первоначальному варианту, менее привязанному к дате — с Волшебником и Белоснежкой. Кроме того, из фильма на пластинку перекочевал только голос Боярского, остальных персонажей озвучивали профессионалы (например, «Песня Кощея» в исполнении Александра Градского заиграла совсем другими красками).

А за Лешего на пластинке спел не кто иной, как сам Геннадий Гладков. Петь ему было уже не впервой — именно композитор исполнял в «Бременских музыкантах» партии короля.

Реклама

Михаил Боярский:
«…лучше всего, по-моему, получилась музыка к сказке. Геня Гладков был очень доволен, а мне тогда не понравилось. Каково же было мое удивление, когда эти песни стали популярными. До сих пор на вечерах заставляют петь „арию“ кота Матвея, а дети смотрят этот фильм каждый Новый год — и не надоедает же!».

В роли Кота Матвея Боярского только заметили. Первую же настоящую известность

Реклама
киноактёру принесла главная роль в экранизации пьесы испанского драматурга Лопе де Веги «Собака на сене» — о неуместной любви между госпожой Дианой и её слугой Теодоро.

Реклама

Как и в случае с Матвеем, Боярский получил свою роль не сразу. Поначалу режиссёр Ян Фрид взял его играть проходимца-маркиза Рикардо. Однако спустя время передумал и повысил до Теодоро. Потом чуть не передумал ещё раз, но за Боярского горой вступилась Маргарита Терехова (Диана), которая вообще помотала немало нервов Фриду на съёмочной площадке.

Лично для меня «Собака на сене» стала определённым открытием. Я был ещё ребёнком и считал, что фильм, где герои всё время говорят стихами, заведомо скучен. Фильм Фрида доказал, что это не так, и песни Геннадия Гладкова сыграли в нём не последнюю роль.

Особенно мне пришлись по душе уморительно смешной романс, исполняемый Рикардо под балконом Дианы, и баллада «Сталь подчиняется покорно…».

Реклама

Смотреть всё

Кстати, на оставленную Боярским роль Рикардо был назначен Николай Караченцов. Это не было его кинодебютом, зато актёр впервые запел с широкого экрана (после чего пел уже не переставая). В этом была большая заслуга композитора — ведь впервые как певец Караченцов дебютировал в театральной постановке «Тиля» Марка Захарова, музыку к которой тоже писал Гладков.

Реклама

Смотреть всё

Декорациями для фильма послужил Левадийский дворец в Ялте, а массовкой — местные жители. Были в числе их и непрофессиональные актёры из т.н. Народной оперы — например, тот самый коротышка, который стоял за спиной Рикардо и в нужный момент вытягивал за маркиза самые высокие ноты. Комичности добавляло то, что нужной обуви для него не нашлось и пришлось обуться в… женские туфли на шпильках.

Реклама

Наибольшие споры вызвали песни Тристана — чиновникам от культуры они казались слишком грубыми, вульгарными.

Полюбилась мяснику блондинка
«Ах, — сказал, — отменная грудинка!»
А потом сказал смелей:
«Замечательный филей!»

или

Если вы на женщин слишком падки,
В прелестях ищите недостатки.
Станет сразу все намного проще:
Девушка стройна, мы скажем: мощи…

Назовем кокетливую шлюхой,
Скажем про веселую — под мухой.
Пухленькая — скоро лопнет с жиру,
Щедрую перекрестим в транжиру.

Ну, а бережлива? — Окрестим в сквалыгу!
Если маленькая? — Ростом с фигу!
Если рослая? — Тогда верзила!
Через день, глядишь,
Любовь остыла!

К слову, исполнитель роли Тристана — Армен Джигарханян — снимался в тот момент в нескольких фильмах, поэтому его роль озвучивал другой актёр. Тем не менее две песни из трёх Армен спел сам, а на третьей его подменил Боярский.

Реклама

А вот актрисы на роль певиц не годились, поэтому за всех женских персонажей пела актриса Ленинградского театра музыкальной комедии Елена Дриацкая (вы могли видеть её в роли Клариче в к-ф «Труффальдино из Бергамо»).

Реклама

«Собака на сене» стала важной ступенью Боярского к всесоюзной славе. Через год режиссёр Юнгвальд-Хилькевич пригласит актёра в к-ф «Д'Артаньян и три мушкетёра». И снова повторится та же история. Сначала Боярскому дадут роль Рошфора, но потом композитор Максим Дунаевский убедит повысить его до Д’Артаньяна. Но это уже другая история…

Что касается Гладкова, то он ещё не раз будет обращаться к испанской теме и напишет киномузыку для «Дульсинеи Тобосской», «Благочестивой Марты» и «Дона Сезара де Базана».

Продолжение следует

Реклама