В 1869 году Тиссо выставил в Салоне в Париже картину «Вдова».
Сюжет картины: молодая красивая женщина расположилась со своим семейством в парке. На заднем плане — несколько кипарисов, рядом на пьедестале — статуя какого-то древнего героя. Возможно, это ее усадьба: чайный столик, стулья, этажерка. Рядом с ней — девочка и старушка.
На женщинах — траурные одежды. У молодой — длинное черное платье с квадратным вырезом и без рукавов, блузка из прозрачного черного шелка, оборки на плечах, на воротнике и на запястьях. На руках — нечто вроде перчаток без пальцев (похожее на митенки). Из-под подола видна белая, окаймленная кружевами юбка, черные шелковые чулки, черные туфли с квадратными носами и высоким каблуком, украшенные черным бантом.
Юбка с высокой талией и длинным шлейфом опоясана широким поясом. Ее рыжеватые волосы заплетены в косички и уложены в корону.
Она шьет. Ее лицо говорит о том, что ее мысли далеки от шитья. Мало того, видны ее лодыжки (это было для викторианских мужчин сильнейшим раздражителем). Похоже, что траур скоро закончится (может быть, через месяц-другой). Старушка, которая сидит рядом с ней, тоже носит траур, на ней черная шляпка.
Для девочки эти строгости в одежде уже в прошлом. И у нее мечтательное выражение. Скорее всего, она тоже в ожидании конца траура, когда можно будет пойти куда-нибудь развлечься: в цирк, в зоопарк, покататься на лодке. А может быть, пойти в гости к хорошим знакомым, у которых есть дети — ее друзья и подружки.
Надо полагать, что в некоторой части мысли мамы и дочки совпадают. А для старушки — утрата невосполнима, она будет преследовать ее еще очень долго, может быть, до конца жизни. Видимо, траур по ее сыну.
В 1874 году Джеймс Тиссо пишет картину «Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст».
Императрица изображена в траурной одежде — это был первый год ее траура по мужу, Наполеону III, умершему в 1873 году.
Платье на императрице несколько проще, чем на картине 1869 года. Этому может быть две причины (как минимум): изменилась мода или у высочайшей особы не было достаточно денег на шикарное платье. Может быть, для императрицы внешний вид не был важен.
1879 год, из-под кисти художника появляется картина «Сирота».
В этой картине тот же мотив, что и в картине «Вдова» — траур по мужу и отцу. И черная одежда. Здесь она поскромнее: черная высокая шляпка, приталенное платье с волнистой атласной вставкой. Вероятно, и здесь траур подходит к концу: на лифе приколота хризантема.
Возвращение к трауру. Что заставляло художника вновь и вновь писать погруженных в печаль? Может быть, он стремился передать чувства людей, потерявших своих близких? Может, он пытался довести до совершенства изображение «черного на черном» (черный шифон и черные кружева)? Может быть, все может быть…
Естественно, траурные одежды надо было заказывать, естественно, что были мастерские и мастера по пошиву траурных платьев и костюмов, естественно, что были какие-то принятые в этих случаях нормы. Само собой разумеется, что с течением времени эти нормы (или мода, как удобнее) менялись. И несомненно, что траурная одежда могла стоить и дорого, и подешевле.
Такую рекламу можно было увидеть в тогдашних газетах.
Объявление гласило: «Траурные одеяния для семьи. Опытные портной и модельер фирмы Джей готовы приехать к вам, где бы вы ни жили в Англии, совершенно бесплатно. Они привезут с собой платья и модели одежды, образцы материалов ценой от одного пенса и выше, по тем же ценам, как если бы вы их покупали на Риджент-стрит. Цены приемлемые для домашних траурных одеяний, очень выгодные для больших и маленьких семей».
Мода на траурные одежды сошла на нет в 20-х годах ХХ века.