Вся страна жила ровненько так, и мало кто выделялся на общем фоне. Не выделялся и я. Но как-то в школе, где я учился, организовали фотокружок. Загрузка у меня была и так полнопрограммная, включающая шитье кукол для кукольного театра (мне нравилось делать куклам бегающие глазки — целая технология, опять же косвенно связанная с фотографией). Представьте себе, это тоже я! Кошмар, одним словом. Но научиться фотографировать очень хотелось, и я записался.
Что мы имели? Ну, был у нас дома фотоаппарат, «Смена-8М», его я и экспроприировал. На втором занятии руководитель сказал прямо, что профессионал сможет сделать фотографию даже спичечной коробкой, а «Смену» лучше выкинуть и руки помыть! Так, собственно, почти и произошло. Выкинуть-то я его не выкинул, конечно. Аппарат почетно прожил в шкафчике свои последующие годы, где благополучно окончательно состарился, а после был подарен детишкам в качестве очередной игрушки.
На съемки я выходил и выезжал с «ФЭД-2», который мне любезно был предоставлен руководителем кружка. После первой же фотовыставки, где мои работы заняли первое и второе места, «ФЭД» был мне подарен, а я чувствовал себя на седьмом небе: ведь купить такую технику было не совсем по карману. В эти же времена появились и первые «Зенит-ТТЛ». Что за машинка была! И цена выглядела так заоблачно, 230 рублей! Хотелось, конечно, но терпелось.
После года занятий в кружке, после десятка побед на выставках, я окончательно втянулся в фотографию. Начал «извращаться», конечно. Попробовал фотографировать коробкой из-под обуви, дошла очередь и до спичечной коробки. Даже маленькая серия снимков была посвящена этой теме, а на выставке рядом со скудной экспозицией красовался и сам «инструмент» — спичечная коробка «Гигант»! Жюри маленько хмурило лоб, некоторое время цокало языками, но и на этот раз первое место не пришлось у кого-то вырывать. Наградили за нестандартность подхода к практике, так сказать.
А мечталось о «Никоне», «Пентаконе», «Асахи пентаксе». Говоря откровенно, даже сейчас себе такую технику не многие смогут позволить, а тогда… мечталось… Домечталось до того, что после опытов с коробками захотелось новых ощущений. Я стал скупать и выменивать фототехнику всех видов и сортов по всему городу. Скопилось что-то около трех десятков фотоаппаратов. При этом хороши были марки «Киев», «Зенит». Нравилось снимать «ФЭД"-ами, причем старенькими, а не «ФЭД-5Б». Интересно было снимать советской широкопленочной мыльницей — «Этюдом», который стоил всего 7 рублей, не имел никаких настроек, а снимки по качеству иногда даже превосходили «Киевские».
Как я уже говорил, компьютерной техники еще не было. Однажды возникла необходимость сделать копию с портрета. Негатива, естественно, у заказчика не нашлось, а копию хотелось один в один, да еще и в нескольких экземплярах. Взялся, конечно. Почесав некоторое время затылок, пришел к выводу, что при пересъемке качество потеряется основательно.
Выход нашелся такой: при красном свете кладу под увеличитель чистый лист фотобумаги; сверху, изображением вниз, накладываю фотографию-оригинал и накрываю все это чистым стеклом. После этого включаю фотоувеличитель на пару секунд и проявляю фотобумагу. В итоге получается негатив. Сушу. Глянцую. Проделываю то же самое уже с негативом. Получаю фотографию, иногда превосходящую оригинал!
Правда, если на обороте портрета очень некстати имеет место быть дарственная надпись, приходится предварительно тщательно её выводить, чтобы оная не отпечаталась на просвет.
Потом увлекся портретной съемкой: лица — это так интересно, всегда разные, всегда другие. Говоришь с объектом на отвлеченные темы, а сам делаешь вид, что место никак не подберешь или с настройками «нелады», пока тот не расслабится и потеряет «бдительность». И — щелк, когда никто этого не ожидал! Вот и отличный снимок у вас «в кармане»!
После портретов были храмы. Специально ездил в Киев, Харьков, другие города, чтобы сделать хорошие фото церкви. После храмов… После Киево-Печерской Лавры… Бросил фотографию. Самый лучший снимок подарил врагу. С тех пор не видел ни врага, ни снимка. Так, наверное, нужно поступать?