Верон-Беллекурт, «Визит Наполеона в Дом Инвалидов». Что интересного в этой картине?

Реклама
Грандмастер

О французском художнике Александре Пауле Жозефе Вероне (1773−1838) (которого также называли Верон-Беллекурт) почти ничего неизвестно. Вероятно, он был учеником Жака-Луи Давида. Есть его картины в частных собраниях, три картины находятся в музеях: «Визит Наполеона в Дом Инвалидов 11 февраля 1808 года» — во дворце Версаль, «Аллегория славы Наполеона» — в Лувре, «Тенистая аллея» — в музее Тессэ города Ле Манс, Франция.

Название картины «Визит Наполеона в Дом Инвалидов 11 февраля 1808 года» как бы не требует особых комментариев. Ее нельзя назвать парадным портретом, и ее определение как жанровой тоже не будет правильным — много мундиров и регалий.

Картина явно заказная, об этом говорит ее размер — 183 см в высоту и 243 см в длину. Картина как бы демонстрировала заботу первого лица государства о самых обездоленных (или почти обездоленных). Об этом свидетельствует и то, что полотно было выставлено в салоне в 1812 году (когда армия Наполеона бежала из России) — вероятно, для поднятия духа французов, и получило золотую медаль.

Художник, скорее всего, сопровождал императора. Картина была написана в 1809 году: надо полагать, что автору понадобилось значительное время, чтобы сделать необходимые наброски. Возможно, работу замедляли и пожелания тех, кого художник поместил на полотно.

Реклама

Император пришел в Дом Инвалидов проведать его обитателей, может быть, и тех, кого он знал лично, с которыми воевал. Естественно, он пришел не один, да и двигало его не любопытство, а желание знать состояние дел (хотя, как пишут историки, он мало что сделал для тех, кто воевал и оставил службу по состоянию здоровья). Императорская свита — человек пятнадцать-двадцать — наблюдает за разговором Наполеона с больным, которого поддерживает человек в парике и в шитом золотом мундире (скорее всего — врач). Позади врача — какие-то люди. Похоже, что это — родственники, а обессиленному больному осталось недолго жить.

Реклама

Справа на первом плане — три человека в форме: офицеры, которые командуют пациентами Дома. За ними, у самого обреза — больной, которому любопытно происходящее (может быть, он хочет что-то сказать лично императору). В центре картины — сопровождающие императора генералы.

Реклама

Немного об истории Дома Инвалидов… Он был единственным заведением такого рода: его построили по указанию Людовика XIV для размещения больных и увечных солдат, и его расходы оплачивала казна.

Сегодня можно найти множество фотографий и описаний архитектуры Дома Инвалидов, какие-то сведения из истории строительства. Надо полагать, что интерьер Дома был написан с натуры, а действующие лица — Наполеон и его свита — были вписаны в обстановку.

Но есть огромное количество скрытых от любопытных глаз подробностей и очень много интересного, что хотелось бы знать. Четыре тысячи инвалидов, четыре тысячи увечных и больных. Кто и как их обслуживал? Как было организовано их питание? Был ли у этих людей хоть какой-то досуг, развлечения?

Реклама

Известно, что в Доме Инвалидов был армейский распорядок, что часть обитателей дома занималась изготовлением гобеленов, часть — сапожничала, часть — раскрашивала гравюры. И это всё.

Картина — при всей условности — дает какое-то представление о внутренностях этого первого правительственного приюта. Длиннющий коридор с балдахинами, под которыми лежат больные, раненые. Рядом с ними — медицинский персонал в форменной одежде: черное платье, белый фартук и белый головной убор. В поле зрения — с десяток арочных проемов, в каждом проеме — два балдахина. Ширина прохода — приблизительно шесть метров, высота потолков — около пяти метров. Каждый больной лежит на деревянной кровати с двумя толстыми матрацами, белые простыни, белое больничное белье (не исключено, что все это было организовано к приезду высокого гостя).

Реклама

Сейчас император скажет слова утешения больному, потом выслушает доклады сопровождающих его генералов, среди которых — комендант Дома Инвалидов маршал Жан Матье Филибер Серюрье и главный врач Дома Инвалидов Жан-Франсуа Кост.

Реклама

Критики считают картину примитивной пропагандой. Может быть, это так и есть, но сегодня она воспринимается как документ, отражающий — в малой части — жизнь обитателей единственного в своем роде дома, в котором ветераны и инвалиды получали от властителя крышу над головой и хоть какую-то заботу.


Что еще почитать по теме?

Панорамы Франца Рубо. Как через 100 лет москвичи снова увидели Бородинскую битву?
Костюмер Наполеона. Кто написал его портрет?
Какие пророчества Наполеона сбылись?

Реклама