У наших предков зима, морозы ассоциировались с тяжелой жизнью и смертью, поэтому никто не верил в доброго Дедушку Мороза. Наоборот, часто он был жестоким и беспощадным, а наши предки пытались его задобрить. Чтобы выжить в холодные, морозные зимы, люди приносили мифическому существу жертвы.
У древних германцев и кельтов не было новогодних традиций, по крайней мере, таких, к каким мы привыкли. Но у них был свой праздник Йоль, который потом, после распространения христианства, перерос в привычное нам Рождество и Новый год. Он отмечался в ночь с 21 на 22 декабря. Это была самая длинная ночь в году, и люди радовались зимнему солнцестоянию, так как с этого времени день становился длиннее, весна — ближе.
Чтобы показать, как они рады приходу праздника, германцы приносили в дом вечнозеленые ветви падуба, омелы и плюща и украшали ими дом. В этот день было принято пить душистый горячий эль с пряностями и ходить друг к другу в гости. Еще один обычай — это «йольское полено», которое было принято сжигать в камине в эту особую ночь.
Вроде бы ничего страшного, наоборот, и эти праздничные традиции интересны и необычны, они объединяют людей, помогают им радоваться тому, что зима постепенно отступает. Но не все так радужно в истории праздника.
Главный герой Йоля — это Вотан, которого называют и Одином. Это один из главных богов, владыка смерти и жизни. Можно сказать, что это самый первый предок нашего Деда Мороза.
Как он выглядит? Внешне не очень отличается от привычного нам образа: это тоже старик с длинной бородой, у которого в руках копье (напоминает посох), он одет в длинный плащ и шляпу. Но не так дружелюбен, как его современный предок. В эту особую ночь, в праздник Йоль, он скачет по небу со своей свитой и присоединяет к ней всех неосторожных путников, то есть просто замораживает их. Чтобы задобрить злобного старика, в эту ночь ему приносили жертвы. Это были лошади и свиньи. Не исключено, что в более древние времена на их месте были и люди.
Славянский Дед Мороз был не намного добрее германского. Все у нас помнят сказку «Морозко», где добрую и тихую девушку отвозят в лес. Там ее Морозко мог бы заморозить насмерть, но пожалел и одарил подарками, восхитившись ее кротостью. Эта сказка — отголосок тех событий, что когда-то происходили и на нашей земле. Когда-то был жестокий обычай: зимой юных девственниц отправляли в лес, где они умирали от холода. Это была жертва зимнему богу, приняв которую, он становился добрее. Страх перед стихией толкал наших предков и на такие жестокие поступки.
Еще одно подтверждение существования этого жестокого обычая — рождественская кутья. Ее готовили в украинских и белорусских селах еще до середины 19 века. А между тем эта сладкая пшеничная каша, в которую добавляли и сухофрукты, была эквивалентом человеческой жертвы. Когда-то именно кутью готовили на славянские поминки.
Хорошо, что в современном мире все поменялось. Теперь уже нет того жестокого и беспощадного бога зимы, которого нужно задобрить. Вместо него в гости к детям приходит добрый и щедрый Дедушка Мороз, который сам раздает детям подарки и приносит в дом радость и веселье.