Считается, что это оригинальное оружие придумали крестьяне Окинавы, когда простонародью запретили иметь оружие. Это общеизвестно, так что и говорить вроде бы не о чем.
Оказывается, не все так очевидно! «Общеизвестные» версии происхождения японского «крестьянского» оружия не так уж бесспорны. Начнем с того, что оно не вполне японское.
Родиной самых известных «боевых инструментов» считается Окинава, формально присоединенная к Японии лишь в конце 19 века. Считается, что первоначально это были сельскохозяйственные инструменты, которыми, как оказалось, можно более или менее эффективно оборониться.
«Менее» — потому что к подручным средствам прибегают вынужденно, когда нет нормального оружия. А «более» — раз некий предмет стал оружием, вероятно, его когда-то удалось успешно использовать?
В любой книге по каратэ и кобудо (окинавское искусство работы с оружием) прочитаем: кама — серп для сбора риса; саи (трезубец) — для рыхления почвы; тонфа — рукоять для жернова; и конечно же, нунтяку — цеп для обмолота риса. Все, вроде бы, очевидно.
Точнее, почти все. Нет вопросов разве что к предметам, сохранившим «бытовую форму» — таким как эку (весло) или кува (мотыга).
А у тех же «боевых трезубцев» саи нет внятных аналогов среди инструментов. Хотя везде сказано, что прототип саи — трезубец для рыхления почвы. Информации о традиционных японских «рыхлителях» не нашлось, но… Поинтересуйтесь, как выглядят современные рыхлители. Это скорее грабли, чем вилы.
И люди в старину не были дурнее нас, чтобы тратить время на ковыряние в земле вилами…
На Окинаве было другое оружие, очень похожее на саи, но куда функциональнее: нунти (багор). Очень похож на саи, насаженный на древко. Только один из боковых «усов» сая-наконечника загнут назад, образуя положенный багру крюк.
Прототип же коротких саи неясен. Может, им был тот самый багор, укоротившийся и с «перевернутым» крюком?
Схожая «штука» встречается в буддийской символике. Значит, не исключено, что реальное оружие оттуда и «срисовано», и саи не имеют сельскохозяйственного прототипа, будучи оружием с самого начала.
Здесь у саи есть аналог, некоторые разновидности даги — европейского кинжала для левой руки. Только европейская конструкция сложнее, боковые лепестки в ней — складывающиеся.
Саи похожи ещё на один инструмент. Не были ли их прототипом обычные вилы? Хотя такой информации я не нашел, взаимосвязь этих предметов логична. Вилы — самый распространенный трезубец в крестьянском обиходе. Или двух-, или четырёхзубец. Это как раз не так важно — превращаясь в оружие, орудие могло эволюционировать. А вот суть та же: оружие с выраженно колющими свойствами, позволяющее при необходимости поймать гардой чужое оружие.
Вилы вообще замечательный инструмент, превращающийся в оружие без переделок. И в отличие от японских саи, это оружие древковое — а значит, куда проще в обращении.
Зато прототип следующего предмета, боевого серпа кама, вроде бы очевиден. Так ведь снова не похож! Крестьянские серпы везде похожи, и кама отличается от них почти прямым лезвием. Ей стало возможно рубить, зато «разучившись» резать колосья, боевой серп почти утратил хозяйственные функции. Конечно, если вообще когда-то умел!
Куда больше, чем серп, кама напоминает косу. Остаётся лишь прояснить, пользовались ли ей на Окинаве.
Есть нетипичная версия происхождения кама не от серпа, а от струга — инструмента для обработки дерева. Есть разновидности стругов, очень схожие с кама. Так что и менять особо нечего — слабый изгиб, заточка по внутренней кромке. Жаль, что это «левая» версия, к Окинаве отношения не имеющая.
Еще одно оружие кобудо — тонфа, по классической версии — рукоять для ручного жернова. Очень возможно! Спорить тут не о чем, а дополнить можно. Боевые искусства на Окинаву завезли с материка, из соседнего Китая, где происхождение подобного оружия ведут от костыля.
Самое знаменитое окинавское оружие — конечно же, нунтяку. «Две палки на веревке» знают даже те, кто и не подозревает о существовании кобудо. Почему-то это оружие принято считать окинавским, хотя его знают (под другими названиями!) по всему Дальнему Востоку, от Китая до Филиппин. Вполне вероятно, и на Окинаву нунтяку (точнее, по-китайски эрцзе гунь) пришли из Китая. Правда, у китайского варианта шнур (или цепь) примерно вдвое длиннее.
Зато происхождения нунтяку от цепа для обмолота риса очевидно! Или… Именно «или»! Цепом размером и формой, как у нунтяку, пришлось бы молотить, стоя на коленях. Разве что цеп укоротился для удобства ношения.
Впрочем, есть и менее известные версии. Например, что прототип нунтяку — конские удила. Или даже скобель — инструмент для снятия коры.
Уменьшиться же мог не только цеп, но и гибкий шест. Точнее, секционный, из двух или трех частей на гибком сочленении. Только размером с полноценный шест. Это оружие вполне могло прийти из Китая, по пути уменьшившись. Трех- и даже двухзвенный шест (саньцзе гунь и лянцзе гунь, соответственно) сложен в применении, неудобоносим, бросается в глаза. Представьте крестьянина: на одном плече мотыга, на другом трехзвенный шест, носимый исключительно «на всякий случай». И после работы упражняться, сложное оружие требует практики…
Представили? И зачем все это? Да проще мотыгой приложить! Все равно её несешь в поле, не вызывая подозрений; а в применении куда проще и эффективнее трехзвенного шеста. И между прочим, в арсенал кобудо мотыга (кува) также входит.
Впрочем, это все — версии. Очень уж любят на Востоке легенды. Насколько, что реальная история за ними теряется.
В Европе подходили к делу проще. И крестьяне здесь тоже были, так что продолжение следует…
Что еще почитать по теме?
Тонфа. Сельхозинвентарь, оружие, полицейское спецсредство? Часть 1. История
Может ли аксессуар быть оружием? История японского веера
Японский меч. Только ли катана?