«Кодекс Экберта». Кто такая Гертруда-Олисава?

Реклама
Грандмастер

На севере Италии есть небольшой городок Чивидале. Туристы приезжают сюда, хотя здесь нет ни особо интересных памятников архитектуры, ни знаменитых картинных галерей. Что же их привлекает?

Приезжают они, чтобы посетить местный археологический музей, в котором сберегается редкостное собрание старинных рукописных книг. Среди бесценных экспонатов находится молитвенник Гертруды-Олисавы, об удивительной истории рождения которого и о судьбе его обладательницы пойдет речь в этой статье.

Когда-то давным-давно, в 997 году, архиепископом Трирским стал его святость Экберт, который начал активно отстраивать уничтоженные нашествиями норманов церкви и монастыри. Над рекой Мозырь как грибы стали расти величественные сооружения в романском стиле, отличавшиеся толстенными стенами, массивными колонами, башнями, узкими окнами. Что сказать, в те времена даже храмы напоминали своим внешним обликом крепости!

Реклама

Экберт прославился не только тем, что отстроил город. Он был очень образованным человеком, богословом, гуманистом-просветителем, собиравшим в Трире и опекавшим талантливых мастеров, живописцев. Особым вниманием и расположением епископа пользовался маленький бенедектинский монастырь, находившийся на острове Райхенау рядом с озером Бодензее.

Монастырь этот был скрипторием. Главным занятием живших там монахов было написание книг. Тонкие листы пергамента они покрывали рядами старательно выведенных букв и украшали тексты изящнейшими иллюстрациями, так называемыми книжными миниатюрами. В основном это были молитвенники. Фоллианты из Райхенау высоко ценились, особенно, если миниатюры были выполнены неким Рудпрехтом, считавшимся непревзойденным мастером своего дела.

Реклама

Архиеписком Экберт был знатным книголюбом и в своей резиденции собрал целую библиотеку, настоящей жемчужиной которой стал изготовленный в Райхенау молитвенник, украшенный девятнадцатью миниатюрами монаха-бенедектинца Рудпрехта.

Реклама

Эта книга дожила до наших дней и является бесценной реликвией. По своей красоте она не уступает другим более известным шедеврам рукописной книги, таким как Остромирово Евангелие. Когда-то давно исследователи называли эту книгу «Кодексом Экберта», однако со временем это название уступило место другому — «Кодекс (или псалтырь) Гертруды». Кем же была эта загадочная Гертруда, чье имя историки связали с молитвенником, принадлежавшим архиепископу?

В 1025 году у польского короля Мешко II Ламберта родилась дочь, которую нарекли Гертрудой. В 18 лет она стала женой князя Изяслава Ярославовича, сына Ярослава Мудрого. Тогда же она получила новое имя — Олисава (Елизавета). Это имя упоминается в старинной летописи.

Реклама

Каким образом княгиня Олисава стала обладательницей молитвенника архиепископа Экберта, историкам установить не удалось. Существует предположение, что ценный фолиант попал в руки Гертруды еще во время ее пребывания при дворе отца — польского короля. В те времена польский королевский двор прослыл одним из самых культурных в Европе. Вполне вероятно, что книга принадлежала самому королю. Есть и предположение, что молитвенник мог являться собственностью князя Ярослава Мудрого и быть подарен новоиспеченной невестке в Киеве.

Летописец Нестор писал о Ярославе Мудром, говорившем, что «тот, кто часто читает книги, беседует с Богом»:

«Ярослав любя церковныя уставы и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне и списаша книгы многы: с же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное. Книги бо суть реки, напояющи вселенную, се суть исходища мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина. Ярослав же се, любим бе книгам, многы наложи в церкви святой Софьи…».

Реклама

«Беседовать с Богом» любила и княгиня Гертруда-Олисава. Именно она добавила к молитвеннику пять эмоционально-ярких и оригинальных молитв. Кроме того, книга по просьбе Олисавы была украшена пятью редкой красоты миниатюрами, соответствующими каждой молитве княгини.

Реклама

О судьбе Гертруды сохранилось очень немного информации. Только в древней летописи можно найти мимолетные упоминания об этой женщине. Известно, что на судьбу ее выпало немало мытарств, связанных с тем, что в борьбе за власть ее муж Изяслав был вынужден обращаться за помощью то к польскому королю Болеславу, то к немецкому императору Генриху IV, то к самому Папе Римскому Григорию VI. В летописи говорится так:

«Изяслав же пошел к Ляхам со всем своим имуществом и с женой (Олисавой), надеясь на богатство большое говорил: „Сим найду я воинов“. Но все забрали у него ляхи. Показали ему дорогу от себя».

После смерти мужа пострадала Олисава от его родного брата. Владимир Ярославович отобрал Луцкое княжество у сына Изяслава и Олисавы. Летописец вспоминает:

Реклама

«Мать его (Олисаву) и жену его (Ирину) и дружину привел в Киев, имущество его отобравши».

Неудивительно, что набожная женщина, по воле судьбы оказавшаяся вдали от родной земли, лишенная даже собственного имени, в трудные минуты жизненных испытаний обращалась за помощью к Богу и пламенные слова молитв, рожденные душой жены и матери, записывала в свой молитвенник. Исследователи практически не сомневаются, что те пять молитв, которые пополнили «Кодекс Экберта» в то время, когда его обладательницей была княгиня Олисава, были написаны именно ею.

Реклама

Гораздо больше вопросов вызывает автор миниатюр, проиллюстрировавших молитвы княгини. Исследователи книги сходятся лишь в одном, что это был один человек, а не несколько, хотя манера написания пяти рисунков несколько разнится, что может свидетельствовать о многогранности таланта миниатюриста.

Не вызывает сомнений и тот факт, что это был мастер высокого класса. Многие ученые, изучавшие «Кодекс Олисавы», склонны полагать, что автором миниатюр являлся некто Алимпий, живший и работавший в те времена в Киево-Печерской лавре. Про него известно то, что это был щедро одаренный Богом художник, писавший иконы, талантливейший мастер, более того — чудотворец, лекарь, бескорыстный и честный человек, который после своей смерти был причислен к лику святых.

Реклама

Собрание жития святых содержит информацию о том, что Алимпий «художеству иконного писания учился не ради собрания богатства, но ради добродетелей. Иконы писал он безвозмездно всем: и игумену и братии». По всей видимости, именно он охотно выполнил просьбу княгини, проиллюстрировав ее молитвенник.

В пяти миниатюрах, украсивших «Кодекс Гертруды», просматривается портрет самой княгини Олисавы, что лишний раз подтверждает гипотезу об авторстве Алимпия, лично ее знавшего. Вместо канонически-условного изображения женщины, характерного для искусства средневековья, тонко изображен индивидуальный портрет с нежными чертами лица.

Со страниц летописей, с чудесных миниатюр Кодекса на нас сквозь глубину веков смотрит образ киевской княгини Гертруды-Олисавы — верной жены, заботливой матери, образованной женщины, тонко чувствовавшей красоту, ценившей мудрость и талант.


Что еще почитать по теме?

Как шел к своему предназначению святой пещерник Варнава из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры?
Путешествие по Беларуси. Что такое церковь-крепость?
Чем необычна история Псково-Печорского монастыря?

Реклама