Приезжают они, чтобы посетить местный археологический музей, в котором сберегается редкостное собрание старинных рукописных книг. Среди бесценных экспонатов находится молитвенник Гертруды-Олисавы, об удивительной истории рождения которого и о судьбе его обладательницы пойдет речь в этой статье.
Когда-то давным-давно, в 997 году, архиепископом Трирским стал его святость Экберт, который начал активно отстраивать уничтоженные нашествиями норманов церкви и монастыри. Над рекой Мозырь как грибы стали расти величественные сооружения в романском стиле, отличавшиеся толстенными стенами, массивными колонами, башнями, узкими окнами. Что сказать, в те времена даже храмы напоминали своим внешним обликом крепости!
Экберт прославился не только тем, что отстроил город. Он был очень образованным человеком, богословом, гуманистом-просветителем, собиравшим в Трире и опекавшим талантливых мастеров, живописцев. Особым вниманием и расположением епископа пользовался маленький бенедектинский монастырь, находившийся на острове Райхенау рядом с озером Бодензее.
Монастырь этот был скрипторием. Главным занятием живших там монахов было написание книг. Тонкие листы пергамента они покрывали рядами старательно выведенных букв и украшали тексты изящнейшими иллюстрациями, так называемыми книжными миниатюрами. В основном это были молитвенники. Фоллианты из Райхенау высоко ценились, особенно, если миниатюры были выполнены неким Рудпрехтом, считавшимся непревзойденным мастером своего дела.
Архиеписком Экберт был знатным книголюбом и в своей резиденции собрал целую библиотеку, настоящей жемчужиной которой стал изготовленный в Райхенау молитвенник, украшенный девятнадцатью миниатюрами монаха-бенедектинца Рудпрехта.
Эта книга дожила до наших дней и является бесценной реликвией. По своей красоте она не уступает другим более известным шедеврам рукописной книги, таким как Остромирово Евангелие. Когда-то давно исследователи называли эту книгу «Кодексом Экберта», однако со временем это название уступило место другому — «Кодекс (или псалтырь) Гертруды». Кем же была эта загадочная Гертруда, чье имя историки связали с молитвенником, принадлежавшим архиепископу?
В 1025 году у польского короля Мешко II Ламберта родилась дочь, которую нарекли Гертрудой. В 18 лет она стала женой князя Изяслава Ярославовича, сына Ярослава Мудрого. Тогда же она получила новое имя — Олисава (Елизавета). Это имя упоминается в старинной летописи.
Каким образом княгиня Олисава стала обладательницей молитвенника архиепископа Экберта, историкам установить не удалось. Существует предположение, что ценный фолиант попал в руки Гертруды еще во время ее пребывания при дворе отца — польского короля. В те времена польский королевский двор прослыл одним из самых культурных в Европе. Вполне вероятно, что книга принадлежала самому королю. Есть и предположение, что молитвенник мог являться собственностью князя Ярослава Мудрого и быть подарен новоиспеченной невестке в Киеве.
Летописец Нестор писал о Ярославе Мудром, говорившем, что «тот, кто часто читает книги, беседует с Богом»:
«Ярослав любя церковныя уставы и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне и списаша книгы многы: с же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное. Книги бо суть реки, напояющи вселенную, се суть исходища мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина. Ярослав же се, любим бе книгам, многы наложи в церкви святой Софьи…».
Реклама
«Беседовать с Богом» любила и княгиня Гертруда-Олисава. Именно она добавила к молитвеннику пять эмоционально-ярких и оригинальных молитв. Кроме того, книга по просьбе Олисавы была украшена пятью редкой красоты миниатюрами, соответствующими каждой молитве княгини.
О судьбе Гертруды сохранилось очень немного информации. Только в древней летописи можно найти мимолетные упоминания об этой женщине. Известно, что на судьбу ее выпало немало мытарств, связанных с тем, что в борьбе за власть ее муж Изяслав был вынужден обращаться за помощью то к польскому королю Болеславу, то к немецкому императору Генриху IV, то к самому Папе Римскому Григорию VI. В летописи говорится так:
«Изяслав же пошел к Ляхам со всем своим имуществом и с женой (Олисавой), надеясь на богатство большое говорил: „Сим найду я воинов“. Но все забрали у него ляхи. Показали ему дорогу от себя».
После смерти мужа пострадала Олисава от его родного брата. Владимир Ярославович отобрал Луцкое княжество у сына Изяслава и Олисавы. Летописец вспоминает:
«Мать его (Олисаву) и жену его (Ирину) и дружину привел в Киев, имущество его отобравши».
Неудивительно, что набожная женщина, по воле судьбы оказавшаяся вдали от родной земли, лишенная даже собственного имени, в трудные минуты жизненных испытаний обращалась за помощью к Богу и пламенные слова молитв, рожденные душой жены и матери, записывала в свой молитвенник. Исследователи практически не сомневаются, что те пять молитв, которые пополнили «Кодекс Экберта» в то время, когда его обладательницей была княгиня Олисава, были написаны именно ею.
Гораздо больше вопросов вызывает автор миниатюр, проиллюстрировавших молитвы княгини. Исследователи книги сходятся лишь в одном, что это был один человек, а не несколько, хотя манера написания пяти рисунков несколько разнится, что может свидетельствовать о многогранности таланта миниатюриста.
Не вызывает сомнений и тот факт, что это был мастер высокого класса. Многие ученые, изучавшие «Кодекс Олисавы», склонны полагать, что автором миниатюр являлся некто Алимпий, живший и работавший в те времена в Киево-Печерской лавре. Про него известно то, что это был щедро одаренный Богом художник, писавший иконы, талантливейший мастер, более того — чудотворец, лекарь, бескорыстный и честный человек, который после своей смерти был причислен к лику святых.
Собрание жития святых содержит информацию о том, что Алимпий «художеству иконного писания учился не ради собрания богатства, но ради добродетелей. Иконы писал он безвозмездно всем: и игумену и братии». По всей видимости, именно он охотно выполнил просьбу княгини, проиллюстрировав ее молитвенник.
В пяти миниатюрах, украсивших «Кодекс Гертруды», просматривается портрет самой княгини Олисавы, что лишний раз подтверждает гипотезу об авторстве Алимпия, лично ее знавшего. Вместо канонически-условного изображения женщины, характерного для искусства средневековья, тонко изображен индивидуальный портрет с нежными чертами лица.
Со страниц летописей, с чудесных миниатюр Кодекса на нас сквозь глубину веков смотрит образ киевской княгини Гертруды-Олисавы — верной жены, заботливой матери, образованной женщины, тонко чувствовавшей красоту, ценившей мудрость и талант.
Что еще почитать по теме?
Как шел к своему предназначению святой пещерник Варнава из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры?
Путешествие по Беларуси. Что такое церковь-крепость?
Чем необычна история Псково-Печорского монастыря?