И на страничке режиссера фильма обнаружил, что он состоит в группе — «Современное грузинское кино». Вот и понесла меня нелегкая… И там, в этой группе, первое, на что наткнулся — этот фильм, о котором и собираюсь рассказать. А раз собираюсь, то, сами понимаете, и посмотрел. От и до.
Понравился мне фильм. И не потому, что в 2013-м (год его выхода на большие экраны), 2014-м годах «Слепые свидания» получили несколько престижных премий: специальный приз жюри международного кинофестиваля в Абу-Даби, приз за лучшую режиссёрскую работу международного кинофестиваля фильмов Центральной и Восточной Европы GoEast, приз «За лучший фильм» Одесского международного кинофестиваля, главный приз «Золотое оливковое дерево» за лучший европейский фильм 15-го фестиваля европейского кино в Лечче (Италия). Последний — с формулировкой: «За его способность рассказать сложную драматическую историю с легкостью юмора и красотой поэзии».
Но не в призах и формулировках, вообще-то, дело. Иногда смотришь — у того или иного фильма регалий больше, чем у дурака фантиков, а включишь… Смотреть-то и нечего!
«Слепые свидания» — не из таких. Конечно, это на мой взгляд, который, естественно, субъективен. А на вкус и цвет, как известно… Но надеюсь, если кто-то просуммирует все мои ответы на вопрос «почему?», сможет уже для себя определиться — а стоит ли смотреть.
Итак. Почему мне понравился этот фильм Левана Когуашвили?
Да хотя бы потому, что в его кадрах — современная Грузия. О которой я практически ничего не знаю. А как человеку, который родился и вырос в Союзе, всё-таки интересно — а как там они? Уже без нас. Да так, вроде ничего. Как говорила моя бабуля: «Лишь бы войны не было». Для их поколения это было очень важно. Если исходить из этого постулата, в нынешней Грузии — не всё так плохо, как это кому-то может показаться. Войны уже нет. Правда, её наследие — беженцы остаются.
Да и сама жизнь — не самая богатая. Разница в два лари (в сентябре 2013 г. за один лари давали чуть меньше 20 рублей) по цене свежей рыбы — уже существенна. Облупившиеся фасады еще советских многоэтажек в спальных микрорайонах Тбилиси не то что капитального, косметического ремонта не видели уже почти три десятка лет.
Или вот главный герой фильма Сандро приходит домой. Конечно, мама начинает его тут же пилить: «Вот, шляешься незнамо где, ни жены, ни детей. А ведь ты не мальчик уже. За сорок». К этим упрекам присоединяется отец: «Мы с матерью стареем. Да и ты не молодеешь. Когда приведешь в дом жену? Когда обрадуешь нас внуками?»… А Сандро слушает молча и ест. То, что ему на стол поставили. Одну-единственную тарелку. С жареной картошкой. И это — не гарнир. Основное и единственное блюдо ужина.
И таких не очень радостных примет современной нам Грузии начала второго десятилетия XXI века по фильму рассыпано очень много. Но несмотря на это, в тех лицах, что смотрят на нас с экрана, нет уныния. Да, и радости особой нет — а чему радоваться: сегодня Тенгиз (муж Мананы, женщины, которую любит Сандро) вышел из тюрьмы по условно досрочному и сегодня же, судя по всему, в ней и окажется снова — но в истерике биться никто не собирается. Жизнь идет. И идет своим чередом, так, как и должна идти.
Эта жизненная философия, несгибаемый грузинский стоицизм, должны опираться и опираются на определенный фундамент, которым, как мне показалось, по фильму является культура и традиции этого народа. И одно дело — изумительные, мелодичные и лиричные закадровые песни в женском исполнении, другое… Футбол, без которого когда-то не мыслил себя ни один грузин. Помните? Тбилисское «Динамо», кутаисское «Торпедо», «Гурия» Ланчхути? А ведь это только высшая союзная лига! Слава Метревели, Кахи Асатиани, Гиви Нодия, Давид Кипиана, Виталий Дараселия, Манучар Мачаидзе…
Вот и «Слепые свидания». Вроде бы не о футболе, а… А Ива — друг Сандро — когда-то играл за дубль тбилисского «Динамо». Нынче же, в той же школе, где преподает историю Сандро, тренирует команду девочек-футболисток. Вот уже они, подопечные Ивы, «чеканят» мяч на предстартовой тренировке матча открытия турнира по женскому футболу, на который приехала известная польская футболистка. А вот Ива и Сандро на пустынном пляже в Кобулети, встречают одну из подопечных первого и её маму. И играют в футбол — двое на двое. Так знакомятся Сандро и Манана. И главный герой фильма понимает, что он — любит.
Как ни странно, но футболом пронизана вся эта лента, хотя она совсем не о нем. Она — о жизни. О тех трудностях, что всегда есть между людьми разных поколений, об отношениях между женщиной и мужчиной, о том, что совсем немного нужно для того, чтобы женщина была счастлива, что мужчину определяют его поступки, а не внешность. И о многом-многом другом.
Но… Сандро уходит от своей любимой женщины, которая уже сказала ему, что он обязательно найдет своё счастье и ту женщину, что предназначена ему. Он уходит от Мананы и от нас куда-то туда, в будущую жизнь, о которой мы, увы, ничего не знаем. Уходит, и мы теряем его из виду. Но на той улице, по которой он только что прошел, как играли, так и продолжают играть, перепасовывая мяч друг другу, двое подростков. А значит, тот стержень, на котором держится эта жизнь — остается.
А если он есть и остается, значит, и всё остальное будет хорошо. И в жизни героев этого фильма, и в жизни той страны, о которой мы, благодаря им и режиссеру фильма, узнали чуть больше. Всё… Всё будет хорошо. Иначе просто и не может быть…
Что еще почитать по теме?
Почему Грузия так называется?
О чем повествует фильм Ларисы Шепитько «Восхождение»?
Традиции Грузии. Как встречают Новый год в картлийской деревне?