Семья, правда, была у меня не очень большая, и это как-то облегчало мою задачу, но ровно половина её помочь мне чем-либо не могла. Просто потому, что была ещё достаточно мелкая, а потому единственное, что от неё можно было требовать, — чтобы она училась прилежно. И она сильно не противилась. Училась, как могла. Причем не только в общеобразовательной школе. Старший ещё и в художественную ходил.
Вот так я и познакомился с Сашей Белоусовым, который на тот момент уже стал её директором. Директором он был молодым, так же как и молодым человеком — он немного младше меня, 1967 года рождения. Может, поэтому, может, просто по складу своего характера, был он легким на подъем, а в голове его постоянно толкались локтями какие-то идеи, которым там — в его большой и светлой, было как-то тесновато. Поэтому они упорно и настойчиво просились наружу. Но реализовать идею можно только тогда, когда от слов переходишь к делу. И у Саши, как правило, с этим не ржавело.
Но иногда вопрос упирался в то простое обстоятельство, что для реализации идеи нужна какая-то основа. И основа эта, как правило, должна быть материальной.
Вот так мы и сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень. Человек творческой натуры и я, презренный представитель бизнеса средней (очень-таки, скажем, средней!) руки. Саша был человек очень тактичный, обращениями в мой адрес не злоупотреблял, и обращения эти всегда были не только интересными, но и соизмеримыми с моими конкретными возможностями. Поэтому это взаимное притяжение…
Я бы не назвал наши отношения дружбой, хотя мы частенько пересекались и помимо Художественной школы — то на каких-то общегородских мероприятиях, то в каких-то компаниях с общими друзьями или знакомыми. Город-то небольшой. Но какое-то притяжение друг к другу было. Оно не прекратилось и после того, как старший, так и не доучившись, бросил художку.
Последний раз мы встретились с Сашей в самом начале декабря прошлого года. У него была идея провести в младших классах небольшой конкурс — «Новогодняя открытка». Учебный процесс должен быть не только познавательным, но и интересным. И я согласен с этим. Поэтому рад был поддержать Сашу в его начинании. Мы обсудили различные варианты призов «лауреатам» (чтобы были недорогие и практичные), возможность «поощрительных призов» от «спонсоров» и разошлись.
А четвертого числа, буквально через день, мне позвонили друзья и сказали, что Саши больше с нами нет. Он ушел из жизни прямо на рабочем месте. В своём кабинете в Художественной школе. Поэтому, наверное, нет ничего странного в том, что уже началом этого декабря я зашел в Художку (именно так своё детище любил называть Саша), чтобы уточнить у его друзей и коллег — что они планируют на годовщину.
Но спрашивать ни о чем не пришлось. Просто потому, что прямо на дверях школы был прикреплен небольшой плакат-афиша. Выставка «Два капитана», посвященная памяти двух художников-педагогов Детской художественной школы, что ушли от нас год назад — осенью прошлого года: Бориса Кукшиева, умершего 20 ноября, и Александра Белоусова, как я уже и говорил, — 4 декабря.
«Творенье может пережить творца: творец уйдет, природой побежденный, однако образ, им запечатленный, веками будет согревать сердца», — так говорил о себе Микеланджело Буонаротти. Но сказанное им относимо, на мой взгляд, к любому человеку, озаренному внутренним творческим светом. А такими людьми были и Саша, и Борис Кириллович Кукшиев, с которым, увы, судьба меня не свела. Но и помимо меня, есть родные, друзья, коллеги, ученики, сердца которых и сегодня продолжает согревать то, что успели сделать своими душами и руками эти два замечательных художника, творчеству которых посвящена выставка.
Название выставки выбрано не случайно. Несмотря на то что Кукшиев и Белоусов занимались различными видами изобразительного искусства (Саша — керамикой, Борис Кириллович — живописью и графикой), их объединяет не только то, что они были педагогами — людьми, отдающими, не привыкшими держать свой дар в себе, но и связывает общая любовь к морю, кораблям. Не зря оба фото, запечатлевших и Б. Кукшиева, и А. Белоусова на афише выставки, — именно об этом.
Борис Кириллович снят на фоне моря, вытащенных на берег лодок, а Саша — у перископа подводной лодки. Нет, не просто так — и эти снимки, и само название выставки. Оба художника были признанными мастерами своего дела, настоящими капитанами в мире искусства.
Борис Кукшиев родился в 1952 году, окончил художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им.
Александр Белоусов родился в 1967 году, окончил факультет изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им.
На выставке — произведения художников разных лет, которые и без слов очень многое говорят об этих людях даже тем, кто их совсем не знал.
Борис Кукшиев, судя по его картинам, был человеком многогранным. Вот, посмотрите — портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сценки. Холст, масло, бумага, акварель, карандаш, акриловые краски, темпера. Но при всем многообразии жанров, художественной техники во всех картинах — тепло Бориса Кирилловича к тому краю, где он родился, рос и жил.
Вот, например, Гридино — поморское село, откуда его родовые корни. Здесь жил дед художника. Многие… Очень многие работы, представленные на выставке, посвящены Северу, его жителям, поморской деревне, наполнены лирикой и мерцающие светом той звезды, что уже ушла от нас, но, несмотря на это — светит. Светит всем нам, живущим.
На выставке и законченные картины Б. Кукшиева, и подготовительный материал для будущих полотен — пленэрные зарисовки, наброски, акварельные портреты… Планов у Бориса Кирилловича было много. Увы, не все из них он смог реализовать в полной мере.
Керамика Александра Белоусова — это, как считают его коллеги, синтез четырех составляющих: интеллекта, образности, художественного вкуса и мастерства. Его декоративные панно — настоящие сказки!
С одной стороны, в них выдумка, игривость, демонстрирующие зрителю непринужденность и непосредственность в исполнении, но с другой — продуманность каждой детали, подчиненность единому смысловому целому. По органичности цветового решения его работ можно сразу сказать — да, это импровизация. Но именно та её разновидность, которая долго созревает в душе художника, чтобы уже созрев и сложившись в единое целое, смелым художественным решением пролиться в многоцветие красок, тонов, полутонов и оттенков на законченное произведение.
Вот так этим ноябрем, оригинально, нешаблонно почтили память своих друзей и коллег в петрозаводской детской Художественной школе. Не думаю, что кто-то из читателей журнала до 18 декабря (пока действует экспозиция выставки) попадет в столицу Карелии. Но…
Просто посмотрите на фото произведений Бориса Кукшиева и Александра Белоусова. И помяните добрым словом людей, которые не умели держать в себе свет, что шел от их сердец и душ. Да и не хотели его держать. Они, видимо, и рождены были, чтобы отдавать. Так и жили. Такими мы их и запомнили…
Что еще почитать по теме?
Нелли Григорьева. Что снится художнику на Севере?
Какие современные художники имеют свои галереи? Илья Глазунов
Легко ли стать современным художником?