А тут достаю рубаху, любуюсь и вспоминаю. Потом приходит в голову найти купленный когда-то на «Майском дереве» в Выборге поясок. Облачаюсь! Как всё красиво и к лицу… Но заходит муж и спрашивает (потом отнекивался, что в шутку сказал), зачем я натащила на себя этот мешок. Всё, приехали. После некоторого обдумывания решила покрасить рубашку «для большей красивости». И начала искать методы, соответствующие тому времени.
Ввела около десятка бесполезных запросов на Яндексе. Нашла забавный опыт из курса физики с хлором по отбеливанию ткани, но там стоит пометка, что опыт необходимо проводить только «под тягой», т.к. хлор ядовит. Я и не собиралась, конечно, но жаль. Решила перелистать книгу Марии Семёновой «Быт и верования древних славян». А там нашлась целая глава «Беление и крашение».
И начинается она так: «Постановщики исторических фильмов о жизни древних славян нередко наряжают своих персонажей сплошь в одежды из сурового (то есть сохраняющего естественный цвет растительных волокон) полотна, полагая, видимо, что создают таким образом „колорит эпохи“. Если бы, однако, кинематографисты проконсультировались у авторитетных учёных, те объяснили бы, что суровые холсты редко употреблялись нашими предками на одежду: прежде их по крайней мере белили».
Процесс отбелки можно поделить на несколько этапов. Для начала готовый холст или нити складывали в котёл или горшок, заливали горячим щёлоком (раствором древесной золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь. Потом отстиранный от золы холст влажным раскатывали по траве на солнечном месте и смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал». Третий этап отбеливания включал опять-таки стирку, а затем холсты били специальными деревянными вальками или мяли ногами.
«Зорили» и отбивали холсты порой по несколько раз, добиваясь белого цвета. И наконец холст «золили»: мокрым складывали в бочку, щедро пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили. О подобной технологии рассказано в памятниках XVI века. Но домотканые одежды наших предков вовсе не были однообразно бело-серыми. И следует ли забывать о мнении языковедов, что древнерусский язык был гораздо богаче цветовыми обозначениями, чем современный?
Древние мастерицы располагали поистине всей гаммой красок: учёные легко составили список из более чем полусотни растений, способных дать им эти краски, — не говоря уже о различных минеральных и животных красящих веществах и о том, например, что сама по себе шерсть бывает разного цвета.
Вот какие растения использовались нашими пращурами для получения различных цветов.
Красный: лебеда, сабельник, гречишник, корень лапчатки, зверобой, обожжённая охра.
Жёлтый: купальница, сурепица, бессмертник, дрок, василёк, щавель, череда, ирис, кора дикой яблони, листья берёзы, вереск, орешник, шелуха лука…
Оранжевый: чистотел.
Зелёный: плаун, крапива, трилистник, пижма, шишки осины, цветы и лист дикой яблони.
Синий: кора дуба и ясеня, цветы василька и колокольчика, вайда, ягоды черники.
Малиновый и фиолетовый: ягоды ежевики.
Коричневый: кора ивы, ольхи и крушины.
Чёрный: таволга, толокнянка, подбел.
А ведь краски можно комбинировать, добиваясь самых различных оттенков! Растворы красок готовили на хлебном квасе, на щёлоке, на «дубовом уваре», добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску. Я уже подобрала себе подходящий способ окраски. Надеюсь, что этот список пригодится не только мне!