В частности, такая судьба постигла и фильм Ларисы Шепитько «Восхождение», а ведь именно он в далекие 70-е стал одной из вершин советского кино, покорившего не только европейского зрителя, не понаслышке знакомого с ужасами фашизма, но и далеких от той страшной войны американцев и зрителей других континентов.
Фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников» вышел на широкий экран в 1977 году. В 2017 году он отметит круглую дату — 40-летний юбилей. Но знает ли современный российский зритель этот фильм, помнит ли его?
Под современным российским зрителем я понимаю, прежде всего, людей молодого поколения, привыкших смотреть и воспринимать кино только развлекательного плана и приходящих в кинотеатры поесть попкорна и отдохнуть. На фильме же «Восхождение» попкорна есть не захочется, да и развлечься не удастся. Наверно, в этом и кроется причина забытости этого фильма сегодня?
Скажу сразу, фильм «Восхождение» тяжел своей трагичностью и правдивостью, поэтому для легкого просмотра не подходит. Он снят в черно-белом цвете — и это одно из художественных средств режиссера, а не потому, что в те времена еще не было цветной кинопленки. Режиссер стремится показать аскетичность характера своего героя и всей внешней обстановки происходящего. Также черно-белый цвет пленки помогает создать ощущение от фильма как от кинохроники. Сюжет носит характер притчи.
В первый и последний раз я видела этот фильм в подростковом возрасте, мне было лет 10−11. И фильм мне запомнился как очень страшный и жестокий фильм о войне. Для меня это было великое потрясение, а самые тяжелые кадры из фильма до сих пор стоят перед глазами.
Но позже я поняла, что фильм меня испугал и как бы даже оттолкнул именно потому, что сам автор стремился к такому «эффекту» — показать войну не просто как стрелялку «своих» и «чужих» (что делают сплошь популярные современные кинорежиссеры), а вызвать у зрителя глубокую ненависть к войне. И более того — заставить задуматься о пределах духовных человеческих возможностей в нечеловеческих условиях войны, о силе и слабости человеческого духа, о верности своим идеалам и предательстве.
И это фильм не о жизни и смерти, а о жизни, совести и бессмертии. Именно этот путь духовного восхождения (в случае Сотникова) и духовного падения (в лице Рыбака) и проходят герои В. Быкова и Л. Шепитько.
Фильму «Восхождение» еще при начале съемок многие дельцы от кино пророчили коммерческий провал. Собственно, о коммерческом успехе своего фильма Лариса Шепитько беспокоилась меньше всего. Она была режиссером идеи, ей было под силу серьезное притчевое кино.
Но парадоксальным образом кинопрокат с первого дня показал, что фильм очень востребован, он бил все рекорды по популярности у зрителей всего мира и имел оглушительный коммерческий успех. И это при том, что от Ларисы, как от кинорежиссера-женщины, ничего подобного кинорежиссеры-мужчины и критики не ожидали. Этой работой она поразила всех скептиков от кино и доказала, что талант не имеет пола.
Фильм «Восхождение» — не только о войне, он о каждом из нас. Наверное, именно поэтому его так близко к сердцу и принял послевоенный зритель, а современный забыл! Просто в нашей жизненной суете не так заметны подвиги и предательства, а ситуация войны высвечивает поступки людей гораздо четче, буквально выкристаллизовывая их на черно-белом фоне.
Многие критики сравнивали историю двух советских партизан — Сотникова и Рыбака — с библейской историей Христа и Иуды, но в советское время такие аналогии шли вразрез с идеологическими установками. Однако, несмотря на это, фильм покорил сердца и души чиновников от кино, многие из них ведь были в недалеком прошлом фронтовиками, и делать подобный выбор между совестью и желанием выжить им приходилось на войне часто.
В фильме «Восхождение» не одна главная роль, как принято во множестве художественных произведений, главных героев здесь два — Сотников и Рыбак. Они оба находятся в одинаковой жизненной ситуации, но каждый из них делает свой выбор: один выбирает физическую смерть и чистую совесть, ведущие его в бессмертие, а другой — предательство и позорную смерть духовную, которая также приводит к позорной телесной смерти.
На главные роли Лариса Шепитько взяла двух неизвестных тогда актеров, и этот художественный ход также позволил ей придать фильму правдивый характер. До этого фильма ни Бориса Плотникова (Сотников), ни Владимира Гостюхина (Рыбак) зрители не знали. И история, пережитая ими на экране, воспринималась как настоящая жизненная история, а не экранизированное художественное произведение.
Кстати, до фильма «Восхождение» замечательный актер Владимир Гостюхин работал плотником в театре, так как ему не давали вообще никаких ролей, и только Лариса Шепитько смогла увидеть в нем талантливого артиста. Практически она его и открыла. После успеха фильма «Восхождение» на актеров Б. Плотникова и В. Гостюхина просто обрушился поток предложений сниматься. Так, режиссер Л. Шепитько, от которого мало что ожидали, дала путевку в жизнь и двум своим исполнителям, в которых тоже мало кто верил.
Закончить статью мне хочется четверостишием современной поэтессы Стефании Лемберг, которая дала очень емкую характеристику психологии предательства, порой незаметного в нашей обыденной жизни:
Предают так мелко, так убого,
Предают так мелочно и злобно,
Суетливо мнутся у порога, —
И самим как будто неудобно.
Выбивая ящик из-под ног своего мужественного товарища во время его казни, Рыбак плачет, трясется и просит прощения. Собственное предательство подавляет его, делает еще слабее и ничтожнее.
Оба персонажа В. Быкова и Л. Шепитько — есть два начала, живущих в душе каждого из нас до поры до времени, и под воздействием жизненных обстоятельств то или иное начало в нас побеждает. Именно поэтому образ Рыбака в фильме так жизнен, так очеловечен, а образ Сотникова — постепенно утрачивает черты реального человека и восходит к абсолюту.
Военное кино «Восхождение» заставляет задуматься не только о том, что война — это страшно. Но и о том, есть ли в жизни что-то важнее своих собственных шкурных интересов и страха смерти?
Что еще почитать по теме?
Василь Быков. Чем дорог обществу этот человек и писатель?
Почему не хочется смотреть современные фильмы о войне?
Что привлекало режиссера Юрия Егорова в «простых историях»?