Конечно, разгром мятежных рабов вряд ли мог принести особые лавры. Но повстанцы, руководимые фракийским гладиатором, были совсем иным делом. Их движение приобрело такие масштабы, что стало угрожать самому существованию Римской империи. Вот почему победивший их мог рассчитывать на немалые почести.
Страх vs страха
Красс понимал, с каким серьёзным противником имеет дело, поэтому не спешил вступать в бой. Для начала отправил часть своих солдат лишь в разведку.
Однако руководил этим отрядом легат Муммий — человек храбрый, но не в меру самоуверенный. Лёгкая победа казалась ему делом решённым, и он, вопреки приказанию, начал преследовать мятежников. По совету Спартака восставшие сделали вид, что отступают, чем ещё больше раззадорили честолюбивого легата. В результате Муммий с отрядом оказался в ловушке.
Столкнувшись с повстанцами, римские солдаты в ужасе бежали, побросав оружие. Репутация Красса оказалась под угрозой. Тогда он проявил себя как жестокий, но тонкий психолог: понял, что один страх может быть побеждён другим. Для этого приказал казнить по жребию каждого десятого из проигравшего войска.
Такая мера, известная как децимация («десятисмертие»), была давно отменена, однако Красс возродил её. И достиг цели — теперь солдаты больше трепетали перед своим главнокомандующим, чем перед Спартаком.
Западня
Войска восставших рабов тем временем подошли к проливу, отделявшему материк от Сицилии. Они надеялись перебраться на остров. Снова Спартак пошёл на огромный риск — вступил в переговоры с киликийскими пиратами.
Такие встречи сами по себе были весьма опасны. Но успеха сговор не принёс — пираты, взяв предложенные драгоценности и деньги, скрылись. К тому же среди восставших вновь начались разногласия, что ослабило дисциплину и подготовило поражение.
Вскоре повстанцы оказались буквально зажатыми в тисках. С одной стороны было бурное море, а с другой уже подошёл Красс. По его приказу был вырыт ров и возведён частокол. Отрядам Спартака ценой неимоверных усилий и больших потерь удалось прорваться. Для этого ров был засыпан ветками, брёвнами, даже трупами убитых пленных. После тяжелейшего перехода предстояло принять решающее сражение.
Гибель
Перед боем к вождю восстания подвели коня. Спартак, в последний раз взглянув на своего любимца, вонзил меч в сердце благородного животного. На возгласы изумления и ужаса последовал ответ, что в случае победы ни в чём не будет нужды, а если ожидает поражение, то и конь больше не понадобится. Очень возможно, что Спартак предчувствовал свою гибель.
Бой был жестоким, обе стороны понесли большие потери. Спартак, израненный и истекающий кровью, продолжал храбро сражаться. Когда битва стихла, то тела его на поле брани не нашли — он был изрублен в схватке. Спартак буквально растворился в последнем бою и не достался римлянам даже мёртвым.
Участь же уцелевших повстанцев была поистине страшной — шесть тысяч человек были распяты. Днями, неделями долину оглашали стоны казнённых. Мёртвые тела не снимали с крестов, истлевшие останки ещё долго наводили страх на прохожих. Таков был ужасный «памятник» тем, кто бросил вызов римскому рабству.
Уроки и выводы
…Причины поражения восстания Спартака в общих чертах достаточно очевидны. Это и слабое вооружение, и разногласия, и пёстрый этнический состав, в результате которого трудно было установить взаимопонимание и поддерживать дисциплину. Однако есть ещё очень важный аспект — психологический.
Рабство — это состояние ума и души. Восстания бессильны, если не произойдёт внутреннее перерождение каждого отдельного человека. Очень многие из последовавших за фракийским гладиатором родились и выросли в неволе. Они попросту не понимали, что значит свобода. Можно убежать от угнетателей, но внутренне при этом не измениться, а продолжать думать и чувствовать как рабы.
Для многих свобода была тождественна вседозволенности, что подтверждают разногласия в среде восставших. Но такая подмена понятий опасна. Не все были в состоянии задуматься о той мере ответственности, без которой настоящая внутренняя свобода немыслима. Если же забыть о самодисциплине, то это означает другое рабство — у своих низменных страстей. Хотя вождь восстания запрещал произвол в отношении мирных жителей, не всегда представлялось возможным остановить одержимых местью рабов.
Спартак понимал, с какой ответственностью сопряжена свобода. Но немногие могли стать его настоящими единомышленниками. В этом его величие и трагедия. Выдающиеся люди часто опережают своё время. Конечно, наивно было бы идеализировать личность вождя восстания. Несмотря на всё своё благородство, ему приходилось быть суровым, даже жестоким — война диктовала свои законы. Но он умел в любой ситуации оставаться человеком чести.
«Кто истинно свободен? Тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям», — сказал русский поэт Фёдор Глинка. Прежде чем мечтать о свободе, стоит подумать: а какой смысл вкладывается в это слово? Не своеволие ли? Если так, то это может обернуться трагедией.
К свободе человек должен быть готов, необходимо умение правильно ею распорядиться. Задуматься об этом помогут события прошлого — вне зависимости от того, какая эпоха в данный момент стоит на дворе.