Не вдаваясь в обсуждение этой теории, отметим только, что в США она до сих пор срабатывает. Американская нация, образованная из представителей самых разных народов, живет своей особой жизнью, которая отличается от жизни других наций так же разительно, как свойства сплава отличаются от свойств металлов его составляющих. Причем отличается по всем параметрам, включая язык.
Известно парадоксальное высказывание Оскара Уайльда о том, что Англия и Америка — это две нации, разделенные общим языком. Так ведь и язык за прошедшие три сотни лет всерьез изменился. Британский английский и английский американский уже сейчас отличаются друг от друга, хотя еще не до такой степени, чтобы считать их двумя разными языками.
При этом — несомненный исторический факт — отцы-основатели после Войны за независимость задумывались о том, чтобы на территории США отказаться от английского языка в пользу немецкого. Уж если рвать с колониальным прошлым, то рвать! Только перевес в один голос не позволил стать Соединенным Штатам территорией немецкого языка. Кстати, решающий голос принадлежал выходцу из Германии, Фредерику Муленбергу.
Хотя немецкая составляющая американской нации значительна, ее представители никогда не пытались выделиться по языковому принципу. Они руководствовались правилом: «Мы были немцами и говорили на немецком. Когда мы стали американцами, мы будем говорить на английском». О немецких корнях того или иного американца можно догадываться иногда только по необычной для английского языка фамилии. Например, Боинг (Boeing), Шварценеггер (Schwarzenegger), Зиф (Zipf).
Сведения об американском лингвисте Джордже Кингсли Зифе (George Kingsley Zipf; 1902 —1950) иной раз трудно отыскать в справочниках. Причина тому — его фамилия, фамилия явно немецкого происхождения. Она может читаться и произноситься трояко: и Ципф, и Зипф, и Зиф.
Дед ученого со стороны отца, тоже Джордж, был выходцем из Германии и, вероятно, произносил свою фамилию по-немецки: Ципф. Внук же, без всяких сомнений, был уже американцем и носил фамилию, которая на американский манер произносилась Зиф. Следовательно, его фамилию и по-русски следовало бы транскрибировать так же.
Однако получилось так, что главное научное достижение Джорджа Зифа, открытый им лингвистический закон, по-русски чаще всего называют «законом Ципфа», почему-то читая имя американского ученого на немецкий манер. Бороться с традицией бессмысленно, остается только смириться с тем, что Джордж Зиф открыл, оказывается, закон Ципфа.
Так бывает довольно часто. Например, джинсы «Levy's» изобрел не Леви Страусс (Levy Strauss), а Ливай Стросс. Тоже, кстати, немецкая фамилия, читаемая на английский манер. Плавильный котел, что тут поделаешь?
Но вернемся к истории ученого. Джордж Зиф в 1923 году поступил в Гарвардский колледж, который закончил с отличием через год, в 1924 году. Свое филологическое образование он продолжил в Германии, в Берлинском, а потом в Боннском университетах. Именно в это время ему пришла в голову идея о том, чтобы исследовать язык не как феномен социологический, а подойти к его изучению как к природному явлению. Разница большая и принципиальная.
При таком подходе язык оказывается не результатом соглашения между людьми, а результатом некоторого естественного процесса, который есть возможность исследовать методами математики.
Возвратившись в Соединенные Штаты, Зиф защитил докторскую диссертацию по сравнительной филологии в Гарвардском университете и остался здесь работать преподавателем немецкого языка. Одновременно он продолжал свои работы в области лингвистики и уже в 1935 году издал книгу «Психобиология языка». Эта книга была впоследствии издана в Европе, в Германии и во Франции.
В годы Второй мировой войны Зиф вел в Гарвардском университете курс немецкого языка для начинающих. Он поставил своей целью организовать учебный процесс таким образом, чтобы ускорить изучение языка.
В частности, Зиф добивался того, чтобы к концу первого года обучения студент мог бы читать по-немецки со словарем.
Именно в ходе своей преподавательской работы, применяя методы математической статистики к языку, он открыл закон, который впоследствии был назван в его честь. Закон этот оказал большое влияние на развитие лингвистики, в частности, на внедрение в нее математических методов исследования. В 1949 году Зиф выпустил книгу «Человеческое поведение и принцип наименьших усилий» («Human behavior and the principle of least effort»), в которой пытался объяснить происхождение открытого им закона.
Работы Дж. Зифа носили междисциплинарный характер, он работал на стыке лингвистики, математики и социальных наук. Работал вполне успешно, что позволило ему в 1950 году претендовать на грант Фонда Гуггенхайма. Фонд Гуггенхайма занимался и занимается исследованиями в области культуры. Большая удача обернулась, в конце концов, трагедией. Для получения гранта Зиф должен был пройти медицинское обследование. В результате которого у него была обнаружена злокачественная опухоль. Сделанная операция не помогла, и 25 сентября 1950 года ученый скончался.
Джорджа Зифа по праву считают выдающимся лингвистом, который впервые применил метод математической статистики в области языкознания. Открытая им закономерность получила название «Закона Ципфа» и считается фундаментальной не только в лингвистике, но и в экономике, и в некоторых других областях социальных наук.