Зачем нужна подкова?

Реклама
Грандмастер

«Черноглазая казачка подковала мне коня…» (Илья Сельвинский). Знаменитая песня! Ее изумительно исполняли Тамара Синявская и Муслим Магомаев! И невероятно содержательная…

Здесь и романтика внебрачных отношений (правда, несостоявшихся — «Что за бестолочь такая, у меня ж другая есть»), и лихость казака («Катя, Катя» — высекают мне подковы скакуна"). Но, пожалуй, самая информативная строка — первая.

Реклама

Казачка — действие происходит в казачьей станице. Подковала мне коня — у коня отвалилась подкова. Казачка подковала — в станице не осталось кузнеца, потому что все мужчины на фронте. И последнее — у казачки должна быть недюжинная сила, и она подковывает коня не в первый раз.

Еще относительно недавно — лет шестьдесят тому назад — гужевой транспорт был жив, проще было найти извозчика для перевозки дров или угля, чем автомобиль (лошадей еще можно было держать в городе и были они в частных руках).

Сегодня увидеть лошадь на улице города — событие. Чаще всего эти животные используются турбизнесом, обслуживая любопытных и склонных к экзотике путешественников. А уж увидеть процесс ковки лошадей — практически невозможно, разве что на специальных конюшнях или (может быть) на ипподромах.

Реклама

Ходовая часть лошади — ноги с громадным роговым наростом, который называется копытом. Если лошадь на воле, ей не нужна «обувь», то, что называется подковой. Если лошадь в неволе, от несвойственной природе нагрузки копыта быстро истираются, как следствие — от лошади уже нет почти никакой отдачи (или совсем никакой).

Для того чтобы обуть лошадь, нужно (естественно, кроме самой лошади): станок, подковы, гвозди и мастер, который может поставить лошадь в станок и закрепить подковы на копытах.

Зачем нужны разные подковы? Прежде всего, потому что у лошадей разная служба: лошадь может быть гужевой или упряжной (ее запрягают в телегу для перевозки грузов или в коляску для прогулок), или верховой — прогулочной или скаковой. Лошадь может использоваться летом (одни подковы) и зимой (другие подковы): зимние подковы — с шипами, летние — гладкие.

Реклама

Лошадь заводят в станок и закрывают сзади цепью. Горизонтальная перекладина нужна для фиксации задних ног: ногу подводят снизу и притягивают ремнями. Наклонные брусья используются для ковки передних ног. Умельцы обходятся без станка: ставят ногу лошади на свое колено.

Кузнец во время перековки снимает старую подкову (откусывает загнутые ухнали и вытаскивает их из копыта), при установке новой подковы он может подрезать копыто, а головки гвоздей обязательно должны войти в паз на подкове. Надо полагать, что этот процесс требует и навыка, и немаленькой физической силы, так что казачка, которая «подковала коня», была мощной женщиной.

Чаще всего перековывают лошадь после утери подковы. Почему родилось поверье «Найти подкову — к удаче», совершенно неясно. Но народ в это верит непоколебимо и прибивает найденные подковы к косяку входной двери.

Понятно, что на всех утерянных подков не хватит. Умельцы выпускают для желающих получить таким образом успешную жизнь разнообразные «художественные» подковы.

Вот и получается: подкова нужна и прагматикам, которые пользуются лошадьми, и романтикам, которые верят, что подкова приносит удачу…

Реклама