Люди обменивали гашеные марки разных выпусков, продавали и покупали их. Для того чтобы проще распознать номинал марки, их часто делали на цветной бумаге различного цвета. Марки одной цены — зеленые, другой — желтые или розовые. Свой цвет бумаги для каждой цены, чтобы не перепутать.
Поскольку человеческая составляющая в производстве марок тогда была очень велика, то при их производстве случались ошибки. Время от времени то лист для марок возьмут не того цвета, то при допечатке лист перевернут вверх ногами, а почтари и покупатели не слишком-то разбирались. Купил, лизнул, приклеил, кинул в ящик. Из ящика письмо взяли, проштемпелевали — и отправили. Получивший письмо человек разорвал конверт и выбросил — его интересовало только письмо.
Спустя годы выяснили, что марок какого-то выпуска осталось всего несколько десятков экземпляров или и того меньше. При общем тираже в десятки и сотни тысяч экземпляров было произведено несколько десятков «не совсем таких марок» — и за ними начали охотиться коллекционеры. Редкие марки резко начали расти в цене…
Началась эпоха бизнеса в филателии.
В 1855 году Швеция выпустила свои первые почтовые марки. Номиналы их были 3, 4, 6, 8, 24 скиллинга (в качестве денежных единиц Швеции тогда были риксдалеры, мелкой долей которых и были скиллинги). Для марки каждого номинала был свой цвет бумаги. Зеленый, синий, серый, желтый и красный. Для марки в 3 скиллинга цвет был зеленый.
Прошли годы. Деньгами в Швеции стали кроны и эре, были выпущены новые марки, когда школьник вдруг обнаружил на старом письме желтую марку, цена которой была 3 скиллинга,
Редкая марка переходила от коллекционера к коллекционеру, постепенно дорожая. Выяснилось, что других таких не сохранилось. В последний раз ее продали за 2.300.000 долларов…
Правительство Сицилии успело выпустить только один выпуск марок в 1859 году (Италия объединилась в 1861 году, вот и не стало независимой Сицилии). Марки разных номиналов были разного цвета, марки самого маленького номинала (½ грано) были желтого цвета.
Поскольку цвета тогда гуляли от партии к партии, теперь известны марки от бледно-желтого до оранжевого цветов, причем самые редкие из них на аукционах в наши дни идут по 20.000−30.000 евро. Но недавно на одном старом конверте из архива была обнаружена пара марок «того самого выпуска», по половинке грано — но синего цвета! Одну продали за 1.860.000 долларов. А вторую, правильно организовав рекламу, за 2.730.000 долларов!
Дороже всех марок в мире — марка Британской Гвианы, 1856 года выпуска. Марки были нужны, а доставка запаздывала. Местный почтмейстер получил разрешение отпечатать марки на месте. В те времена строгих канонов получилось нечто экстраординарное! Заказ был выполнен на красной бумаге, марки были восьмиугольными, с изображением шхуны и личной подписью почтмейстера.
Марку выпустили, использовали, из метрополии пришли настоящие, нормальные марки для дальней колонии… Ан, через 20 лет в чьем-то архиве одну такую марку обнаружил неравнодушный человек и написал о своей находке. О марке заговорили. Поднялся дикий ажиотаж, и ее продали аж за 150 фунтов стерлингов! Шло время… В последний раз ее продали за почти 9.5 миллионов долларов!
Перепутанные цвета бумаги, надпечатки, сделанные по ошибке то ли боком, то ли вверх ногами, отсутствие зубцовки на марках — и филателисты готовы были заплатить за уникальную вещь в тысячи раз больше, чем за нормальные марки!
Франклин Делано Рузвельт начал собирать марки с детства. Сам он утверждал, что коллекционирование
спасло ему жизнь, когда в самом начале его политической карьеры он заболел полиомиелитом и остался после болезни парализован от пояса и ниже. Увлечение спасло его от депрессии, а деятельный характер заставил вернуться в политику и стать победителем. У него была великолепная коллекция марок, он любил собирать редкие марки.Особенно много у него было марок США с опечатками. Их находил для него главный Почтмейстер США. Правда, спустя некоторое время, Рузвельт узнал, что опечатки делались специально для его коллекции. Афера подхалима закончилась его увольнением. Но марки в коллекции остались. Все-таки редкости. Хоть и сделанные на заказ.
Бывало с марками и по-другому: был напечатан тираж специальных «газетных» марок — на бумажных бандерольках, в которые заворачивали газеты, плата почте за доставку. Утром человек брал газету, рвал бандерольку и читал газету за завтраком.
Выпущено таких «газетных» марок на бандерольках — уйма, миллионные тиражи! А сколько их не порванных оказалось через несколько лет? Вот то-то — их же уничтожали не думая, так что из миллионов марок целыми осталось сколько-то десятков. А
Когда-то и я собирал марки и никогда не мог понять этой страсти выкидывать деньги на ветер «за редкость». Где логика, где здравый смысл?
Можно понять красоту коллекции, если в ней собраны, скажем, все марки, выпущенные в стране за определенный период. Но платить бешеные деньги за перевернутую надпечатку или за неправильный цвет?..
Однако собирают марки и в наше время.