У нее бывали писатели Марсель Пруст, Ги де Мопассан, художники Жан Беро и Леон Бонна — автор портрета на стене салона (это далеко не полный список гостей графини).
Её фотографировал знаменитый Надар — фотограф, карикатурист, писатель-романист, журналист и воздухоплаватель.
О хозяйке салона известно, что она — урожденная итальянская принцесса, родословная которой прослеживается до XIII века, вышла замуж за графа Николаса Потоцкого, польского атташе при австро-венгерском посольстве.
Богатая пара, в их особняке постоянно присутствовали просители, поэтому их дом называли «Польским кредитом». Супруги Потоцкие не скрывали свой разрыв, оба вели свободную жизнь.
Можно себе представить, насколько было интересным это сообщество, в котором кипели литературные и прочие дискуссии. Историки пишут, что хозяйку салона Мопассан вывел в романе «Наше сердце» под именем баронессы де Фремин:
«…Изящный рот с тонкими губами был, казалось, намечен миниатюристом, а затем обведен легкой рукой чеканщика. Голос ее кристально вибрировал, а ее неожиданные острые мысли, полные тлетворной прелести, были своеобразны, злы и причудливы.
Развращающее, холодное очарование и невозмутимая загадочность этой истерической девчонки смущали окружающих, порождая волнение и бурные страсти. Она была известна всему Парижу как самая экстравагантная светская женщина из подлинного света».Реклама
Кроме обычных встреч, у графини был еженедельный «обед Маккавеев». Надо полагать, что на этот обед приглашались избранные (по крайней мере, на текущий момент). Документальное свидетельство этому — фото 1889 года. В высокой и просторной комнате в креслах расположились девять участников обеда — семь мужчин и две женщины. Их позы далеко не официальны: женщины сидят в обнимку, двое мужчин полулежат у них в ногах. На фото указаны имена присутствующих, но прочитать их затруднительно, да это и не столь важно.
Достоверно неизвестно, какие страсти кипели во время этих обедов, но сплетники говорят, что страсти были не только литературными, а и любовными, и обеды зачастую заканчивалось вакханалией.
Совершенно непонятно происхождение названия «обед Маккавеев». Маккавеями называли исповедников и защитников веры иудеев за два века до нащей эры. Что хотели сказать своим названием завсегдатаи графини? Что они защищают свою веру — свободу отношений между мужчиной и женщиной? Свободу от брачных обязательств? Свободу от семейной жизни в общепринятом смысле? Вопрос остается без ответа, других версий нет, спросить не у кого. Вероятно, кто-то из этого круга открывал завесу над этим названием, но до нас эти сведения не дошли.
А салон графини Потоцкой остался на полотне Жана Беро как напоминание о сообществе тогдашних интеллектуалов самого высокого уровня…
Что еще почитать по теме?
Жан Беро, Ги де Мопассан и «Жюрналь де Деба». Как они связаны?
Чем отличается картина от фотографии? Живопись Бато Дугаржапова
Чем хороша живопись Валерия Шкарубо?