При желании можно попробовать понять, почему каталонцы периодически заявляют о намерении отделиться. Конечно же, у них у всех общая история. Разве что отдельные штрихи, которые позволяют разглядеть корни проблемы.
На территории современной Каталонии жило иберское (или кельтиберское) племя лалеты (лаэты — Laietanii). Они были земледельцами, сажали зерновые, умели прививать деревья (вот в этом месте мне стало очень стыдно), собирали устриц. Городов не строили, воевать умели, но, видимо, недостаточно хорошо — и римляне моментально их завоевали.
В 20 веке барселонцы, желая официально «обрести отдельные корни», потребовали назвать одну из улиц в честь этого племени: Виа Лаэтана — Via Laietana — и сейчас это один из главных туристических маршрутов города.
Во время войн с Карфагеном римляне оценили преимущества завоеванной территории. Медь, олово, свинец, серебряные рудники, порты на море и некоторым образом огромный «поселок» для ветеранов, здравница и житница. Не Рублевка, конечно, — селились здесь младшие офицеры, но они получали землю, рабов, разводили скот.
В Ампурданской долине делали ветчину, которую экспортировали в Рим. И сейчас там маленькая местная своеобразная кухня со специфическим сладко-мясным оттенком (сладкая колбаска, фаршированные мясом фрукты — рельенос) — возможно, это отголоски каких-то древних традиций.
Римская провинция в Испании потихоньку развивалась, появилась испано-римская знать, которая начала играть существенную роль. Два римских императора принадлежали к этой новой знати — Траян и Адриан, четверть римского Сената занимали испано-римляне.
Три знаменитых писателя родилось в римской Испании: Один из них — сатирик Марциал, который, кстати, сам себя называл кельтибером-патриотом.
Второй — всем известный Сенека. Последний был гениальным философом-стоиком, правда, при этом весьма богатым человеком, к тому же императора Нерона воспитал своеобразно. Но смерть принял достойно. Такую же смерть принял его племянник — поэт Лукан, тоже испано-римлянин.
При римлянах уже оформляется город Барселона. Одна из версий происхождения названия знаменитой горы Монжуик — «гора Юпитера». (Есть, правда, вторая версия — от «еврейская гора»). Сейчас эта гора — тоже сплошной туристический маршрут: Национальный музей искусства, Музей Жоана Миро, Крепость, Магический фонтан, Олимпийский стадион.
В городе появились стены укрепления, храм Августа (несколько колонн осталось), термы, из порта уходили корабли с вином, шерстью, рыбным соусом «гарум». Но империя уже приходила в упадок. Во-первых, постепенно распространялось христианство. Вместе с ним у города появилась своя официальная покровительница — святая девственница-мученица Евлалия. Изумительный Барселонский Собор Святой Евлалии — тоже одна из главных достопримечательностей города.
Еще один из святых — покровитель уже всей Испании — хотя и родился в Африке, но принял смерть тоже в Барселоне (Кугат, он же Кукуфас). В честь него назван целый город в Каталонии.
Экономика тоже приходила в упадок. Каталония уж не экспортировала, а импортировала — даже оливковое масло, даже гарум. А тут и варвары, хлынувшие разными потоками. В конце концов, двор вестготского короля
Вестготы успели позже перейти в католичество, но на побережье уже появились арабы. Исламская империя простиралась теперь от Португалии до границ Китая со столицей в Дамаске. Но Францию завоевать не смогли: Карл Мартелл остановил их в битве при Пуатье.
Мартелл был франком (древние германцы), его внук — тоже Карл, но уже Великий — создатель новой империи. Франкское королевство стало империей Каролингов (позже Священной Римской империей). При походе Карла в Испанию был убит его рыцарь
Гифре Волосатый и Карл Лысый
Гифре (Вилфред, Вифрид, Вифредо) Волосатый был последним назначенным франками и первым самостоятельным графом Барселоны.
Он начал заселение пустующих земель Каталонии, основал множество монастырей, не забыл основать и свою династию. Появление герба Каталонии легенда связывает тоже с Гифре: якобы 4 красные полосы — это кровь барселонского графа.
Еще одна замечательная легенда о том, как сарацины поймали в Африке дракона и наслали его на Барселону. Дальнейшее понятно, но интересно то, что образ национального героя здесь полностью сочетается с образом еще одного покровителя Каталонии — святого Георгия (Сант Жорди).
Карл II Лысый — франкский король, затем очередной император Священной Римской империи, непосредственный «начальник» Гифре.
Несмотря на то что франки практически потеряли кусочек своей земли, никаких последствий для Каталонии это не повлекло. Империя франков уже тоже начинала разваливаться.
Каждый из них принял обычную тогда смерть: Карл — в военном походе, пытаясь спасти от арабов Рим, Гифре — в битве, от раны, нанесенной мусульманским военачальником во время очередного нападения на Барселону.
От Каролингов в Барселоне практически ничего не осталось (разве что церковь Сант Пау дель Камп). В других местах Каталонии памятников той эпохи сохранилось чуть больше.
Несмотря на дальнейшие отдельные серьезные столкновения с маврами, Каталония ощущала себя как свободное отдельное государство. Причем в состав этого государства входил еще и кусочек Франции — Руссильон.
Язык и культура
Этим объясняются и особенности языка. И испанский (кастильский), и каталанский — из латыни. Каталанский — из более поздней вульгарной латыни. Диалект это или самостоятельный язык — предмет споров, но споров скорее не лингвистических, а политических.
Естественно, я даже близко не буду подходить к этой тематике, единственное, что вижу собственными глазами: каталанский близок к провансальскому или окситанскому языку. Не случайно то, что каталонцам в Средневековье были прекрасно понятны песни трубадуров. И все мы точно знаем пару слов из каталанского, например, «барак». Сама же этимология слова «Каталония» точно не установлена.
Язык рано стал и литературным. Был средневековый ученый Раман Льюль (Раймонд Луллий), который писал философские труды и рыцарские романы на языке своего народа и сам себя переводил на арабский и латынь. Ему, кстати, посвящено стихотворение
И этот язык, который в Средние века играл большую роль в Европе, сами же испанцы запрещали затем не раз. В 1714 году запрещал король Филипп V, в 1939 — Франко. Как всегда бывает в таких случаях, это вызывало противоположную реакцию. Но вернемся ненадолго в Средневековье.
Скоро последовал свод законов — Usatges, регулирующий отношения между разными слоями населения. Стали обязательны перемирия в дни церковных празднеств, право беглых крестьян на защиту. В Каталонии начал работать один из первых парламентов в Европе. И это здание сохранилось тоже. Государство Каталония расширялось — причем не за счет войн, а благодаря договорам и бракам. Каталония уже сама несла в себе черты империи.
При Хайме I Завоевателе (Жайме) развитие шло особенно бурно. Но пришлось теснить арабских корсаров уже на море, захватывать острова. Пишут, что по-каталански в средиземноморских портах говорило больше людей, чем на любом другом языке, за исключением арабского. Немного перестроенное здание Биржи и сейчас стоит в Барселоне. Появились новые городские стены, улицы, где компактно селились ремесленники, новые храмы.
Один из правителей Каталонии (и Арагона) не оставил наследника. Корона была отдана кастильцам и в результате перешла к Фердинанду, который стал мужем Изабеллы Кастильской. Дальше — окончание Реконкисты, объединение Испании и все, что за этим последовало. Каталония после 600 лет фактической независимости (как они сами считают) влилась в новую огромную империю.
Каталония беднела, восставала («Война жнецов»), принимала «неправильную» сторону в конфликтах. В результате часть территории ушла во Францию, а сама Каталония потеряла автономию, привилегии и язык. Именно день падения Барселоны 11 сентября 1714 года и является праздником — Национальным днем Каталонии. Это скорее день памяти с возложением цветов.
Каталония жила в составе Испании, но, видимо, помнила о былом величии. К Кастилии относились, как часто относятся к центру: изнеженные, кровь сосут и налоги гребут, запрещают быть собой, подавляют, отрывают от корней. Эти настроения окончательно сформировались в 19 веке. А в 1909 году было мощное восстание против испанской армии (Трагическая неделя — Semana Trágica) — и именно Барселона была оплотом сопротивления. Армия восстание подавила, после этого последовали казни, что вызвало возмущение во всем мире.
Яростное сопротивление Барселона оказала и Франко, это был последний павший город, последний бастион (и Франко этого каталонцам не забыл). Правда, тогда же начались серьезные междоусобицы между интербригадами (анархистами, троцкистами, сталинистами
Только к концу 20 века Каталония вернула себе автономию. Иногда требует большего. Но это точно «личное дело» другой страны. Мне намного интереснее тот невероятный культурный взрыв, который случился к началу 20 века и еще не закончился.