Эволюция обуви - 6. Какова история каблука и платформы в ХХ веке?

Реклама
Грандмастер

В 1936 году все уже понимали, что мир стоит на пороге Второй мировой войны, и стремительно вооружались. С материалом для обуви было туго, и итальянец Сальваторе Феррагамо ломал голову над вопросом, из чего бы такого — недорогого и надёжного — делать подошву для дамских туфель. Свой выбор он остановил на пробковом дереве.

Танкетка

Резина сделала бы походку подпрыгивающей. Пробка же
создает ощущение, что ноги ступают по подушке.
С. Феррагамо

Новая пробковая подошва увеличивалась по мере приближения к заднику и с успехом заменяла каблук. При этом она была и устойчивей, и удобнее. Так как время было военное, её прозвали танкеткой (по аналогии с гусеничной частью танка).

Мода на танкетку и высокую платформу продержалась до 1950-х годов.

Диана Врилэнд, редактор американского «Vogue»:
«Все ходили в деревянной обуви — клак-клак-клак. Можно было определять время по звуку деревянных подметок на тротуаре. Если звуки буквально заполняли все вокруг, значит, наступил час ланча, и люди выходили из офисов и шли в рестораны. Потом снова раздавался сильный шум, когда они возвращались».

Реклама

На смену танкетке пришли лодочки со шпильками.

Туфли-лодочки

Бросают «Чайку» и бегут в ночи
Из крокодильей кожи лодочки
И пробежать по Сретенке домой
Ботинки-«лодочки» берут с собой…
из песни группы БРАВО

История «лодочек» — туфель, плотно облегающих ногу без помощи застёжек и ремешков, — ведёт своё начало ещё с XV века. Тогда подобную обувь носили английские слуги, называлась она «pomps». А в XIX веке в той же Британии она стала обязательной частью дресс-кода для женщин-судей.

К концу XIX века, когда технологии позволили такой обуви более прочно держаться на ноге, туфли без застёжек приобрели популярность как среди мужчин, так и среди женщин. Правда, собственно название «лодочки» правильнее применять именно к дамским туфлям, для которых характерен низкий вырез спереди, придающий «лодочную» форму. А вот каблуки могли быть самые разные — от низких до высоких.

Реклама

Дизайн «лодочек» тоже не стоял на месте. В 1957 году Коко Шанель представляет бежевые туфли с носком чёрного цвета, который зрительно уменьшал размер стопы. Появляются «лодочки» и с полностью открытым носком.

Реклама

А в 1963 году Роже Вивье создаёт для коллекции Ив Сен-Лоран «лодочки» с плоским каблуком, удлинённым квадратным носком и большой серебряной пряжкой. Так как подобную обувь носили пуритане XVII века, эмигрировавшие из Европы в Америку, то модель Лорана прозвали «лодочки-пилигримы».

Реклама

«Пилигримы» устарели довольно быстро, а вот сам тип «лодочек» в разных вариациях сохранил стабильную популярность и по сей день.

Шпильки

Шпильки сами по себе являются сексуальным символом, где
женственность сливается с мужским доминирующим началом.
дизайнер обуви Маноло Бланик

Женские ступни и женская обувь всегда были окутаны эротическим ореолом. Своей крайности влечение к женской ноге достигло в такой сексуальной девиации, как фетишизм. Уже на фетиш-рисунках конца XIX века можно увидеть высокий острый каблук — символ властной женщины-госпожи. Да и выражение «подкаблучник» в пояснениях не нуждается.

Однако настоящая история обуви на т.н. шпильке начнётся гораздо позднее…

Реклама

В 1947 году Кристиан Диор покорил весь мир новым женским силуэтом «New Look» (осиная талия, покатые плечи, широкие длинные юбки). Туфли на платформе к тому времени изрядно надоели, и модные обозреватели спорили: какой обуви будет суждено занять их место — на плоском каблуке или высоком?

И вот в 1952 году уже упомянутый выше Роже Вивье изобретает для Дома Диора новую модель «лодочек» — с заострённым носком и тонким каблуком, поднимающим пятку над полом на высоту 7−10 см. В 1953 году в обуви на этих каблуках коронуется сама Елизавета II. В то же время похожие тонкие каблуки представляет и Сальваторе Феррагамо.

Реклама

Поначалу каблук был деревянным и часто ломался, но спустя два года его стали усиливать металлическим стержнем. Так появилась хорошо известная нам шпилька-стилет. Обувь на таком каблуке делала женщину выше (недаром поклонницей шпилек является малорослая поп-звезда Кайли Миноуг) и зрительно уменьшала стопу, придавая ей изящный изгиб. Кроме того при ходьбе в туфлях на шпильке напрягалась и выгодно выделялась голень.

Реклама

К концу 1950-х популярность шпилек росла вместе с их высотой, которая стала достигать 12, а иногда и 15 см. Одна американка даже признавалась, что настолько привыкла к шпилькам, что когда обула обувь с каблуком пониже, тут же… сломала щиколотку.

Популярность шпилек радовала далеко не всех. Многие справедливо считали их травмоопасными. Публиковались предупреждающие фото, на которых изображались женщины, застревающие каблуком в водосточной решётке. И самое главное — шпильки изрядно портили пол. В 1960 г. во Франции даже приняли закон, запрещающий обуви со шпильками переступать порог Версальского дворца. Поэтому вскоре Мехмет Курдаш начинает прикреплять к кончикам каблуков предохраняющий стальной диск.

Реклама

1950-е годы были ещё достаточно пуританскими, поэтому ношение слишком высоких каблуков подростками считалось неприличным. Допустимыми считались т.н. kitten-hill — стройные каблуки высотой от 3,5 до 4,7 см. Их также прозвали «каблуками-тренажерами», на которых юные девицы будут практиковаться перед тем, как встанут на настоящую шпильку.

Реклама

В начале 1960-х обувь на каблуке «kitten-hill» уже становится популярной среди всех возрастов. Мода на шпильку проходит, её место занимают более устойчивый каблук.

«Невидимая» сандалия Феррагамо
Реклама

Идея «невидимой» сандалии пришла к знаменитому дизайнеру ещё в годы Второй мировой войны, когда традиционный материал для обуви был слишком дорог. Однажды Феррагамо наблюдал, как итальянские рыбаки закидывают сети, и его осенило — почему бы не сделать верх обуви из прозрачных нейлоновых ремешков?

Свою модель он представил уже после войны — в 1947 году, и даже отхватил за неё премию Неймана Маркуса (первым из дизайнеров обуви). К нейлоновому верху был добавлен клинообразный каблук, и в результате создавалось ощущение, что нога женщины будто парит над землёй.

Правда, в народ «невидимые» сандалии пошли не сразу. Несмотря на «экономный» замысел, результат стоил недёшево, а выглядел излишне лаконично. В газетах писали: «Зачем покупать невидимые туфельки за 29,85 долларов, когда за эту цену можно купить четыре тонны угля?»

Реклама

Оценили новшество Феррагамо лишь в 1960-е годы. Оказалось, что присутствие отсутствия тоже может быть привлекательным.

Платформа 1970-х

В начале 70-х высокая платформа триумфально возвращается в мир моды. Только на этот раз её апологетами становятся… мужчины.

На подмостках рок-сцены начинает царить новый стиль — «глэм»: вычурный, сверкающий, женоподобный. Мужики активно завивают волосы, красят глаза, украшают себя блёстками, превращаясь в неких двуполых инопланетных существ подобно Зигги Стардасту — сценическому образу Дэвида Боуи.
Довершают образ блестящие, разукрашенные сапоги и ботинки, высота платформы которых достигает 10 см. Чтобы лишний раз подчеркнуть высоту, слои платформы выделяют разными цветами и материалами.

Реклама

Пресса называет такую обувь «чудовищной» и «безвкусной», но это не очень помогает. Особенно радуются тщедушные и малорослые (вроде Элтона Джона и Дейва Хилла из SLADE).

Нодди Холдер, участник группы SLADE:

Реклама
«К 1972 мы были знамениты своими платформами. В первый раз ботинки выступили на Top Of The Pops когда „Coz I Luv You“ стала № 1. Никто не носил их, многие даже ни разу не видели. Мы отцепили их по чистой случайности во время похода в Кенсингтон Маркет. …Ничего подобного мы прежде не видели, даже на уличных ребятках, не говоря о музыкантах. Я купил красно-желтые, Дейв — серебристые, которые были скорее не ботинки, а сапоги с немыслимой высотой подошвы. Дейв боготворил вещь, потому что был маловат ростом. С течением лет сапоги становились выше и выше. Это было время, когда началось негласное соревнование с Гари Глиттером за покорение вершин роста».

Реклама

С платформами-пьедесталами соседствует и обувь на большом массивном каблуке, порой напоминающая обычные женские сапоги. Во второй половине 1970-х буйство глэм-стиля заканчивается, но высокие каблуки продержатся на подмостках рок-сцены вплоть до конца 1980-х.

А в конце 1990-х обувь на платформе вернётся и в женскую моду.

Возвращение шпильки и лубутены

Согласно закону маятника, пережив спад в 1960-е, женская шпилька вновь начинает набирать популярность к концу 1970-х, а в 1980-е становится повсеместной. Туфли на высоком каблуке носят даже в офисах наряду с широкоплечими пиджаками.

Но маятник моды продолжал качаться. В 1990-е годы шпилька снова надоела, а в 2000-е опять стала востребованной.

Реклама

И как тут не упомянуть о т.н. «лабутенах», воспетых группой ЛЕНИНГРАД в песне «Экспонат».

«Экспонат» — отнюдь не первая песня, посвящённая этой модели. Ещё в 2009 году Дженнифер Лопес воспела туфли в композиции, так и названной — «Louboutins».

Реклама

На самом деле грамотно говорить не «лабутены», а «лубутены». Именно такова фамилия их создателя — Кристиана Лубутена. Ещё в 1990-е этот французский дизайнер вознамерился вернуть в моду высокий каблук, всё с той же целью — «сделать женщину сексуальной, чтобы её ноги казались длиннее, насколько это возможно».

Внешний облик лубутенов не был чем-то революционным — по сути, это были те же туфли-лодочки с глубоким вырезом и каблуком высотой до 12 см. Главным опознавательным знаком модели стала вызывающе алая подошва. В 2011 году Лубутен даже судился с Ив-Сен Лораном, который тоже стал производить обувь с красной подошвой. К счастью, Лоран выиграл. Не хватало ещё авторских прав на цвет!

Реклама

Т. Ганн, Э. Кэлхун «Библия моды»:
«В отличие от шлепанцев, обувь на высоком узком каблуке всегда говорила о богатстве: нет нужды ходить в ней пешком, раз вы занимаете столь высокое положение, что вас всюду носят в паланкине или, в нынешние времена, возят на машине. Когда выходишь из лимузина, можно поставить ножки в туфлях, созданных Джимми Чу, прямо на красную ковровую дорожку, совершенно не опасаясь, что каблук застрянет в решетке или трещине на тротуаре».

Продолжение следует

Реклама