Попробуем же вместе выяснить, как, где и когда произошёл тот или иной вид обуви. И начнём с самых древних и незатейливых разновидностей в истории обуви.
Сандалии
Известная пословица «Держи ноги в тепле, а голову в холоде» для первых человеческих цивилизаций была не актуальна. Почти все они сформировались в краях тёплых (если не сказать, жарких), поэтому если от чего и надо было беречь ноги, так это от раскалённой почвы. Более того — большинство простого люда прекрасно обходилось голыми пятками, поэтому обувь довольно быстро приобрела роль предмета статусного.
Одним из древнейших типов обуви стали сандалии, которые наши женщины метко прозовут босоножками. По сути, сандалия представляла собой некую твёрдую основу-подошву, которая крепилась к ступне ремешками, оставляя почти всю верхнюю часть открытой.
Подобную обувь можно видеть уже на египетских фресках, написанных за 4000 лет до н.э. Что касается Европы, то в Испании обнаружили пару сандалий, сплетённых аж 7 тыс. лет назад.
Подошву для такой обуви могли сделать из любого материала, который был под рукой. Например, древние египтяне мастерили её из папируса и пальмовых листьев. Затем крепили подошву к ноге с помощью поперечного и продольного ремня (последний отделял большой палец, как в современных «вьетнамках»), а носок загибали кверху — для упора. Персы вырезали подошву из дерева, а для упора носка вбивали спереди небольшой колышек.
Особенно полюбили сандалии древние греки и римляне. При упоминании об этих народах мы до сих пор представляем щиколотки и голени, эффектно опутанные множеством тонких ремешков. Если у греков главный ремешок располагался между первым и вторым пальцами, то римляне предпочитали пропускать его между вторым и третьим.
По модели сандалий можно было установить и статус владельца. Так в Древнем Риме ступню родовитых патрициев облегали четыре ремешка, в то время как плебеям полагался всего один.
Но самыми «крутыми» сандалиями, безусловно, владел бог Гермес. Они имели крылышки и могли быстро переносить владельца с места на место. Недаром Гермес дал их в качестве одного из «девайсов» герою Персею, чтобы тот смог одолеть Медузу Горгону.
Изготавливались античные сандалии из кожи и носились, как правило, за пределами дома. У себя в жилище греки ходили босиком — благо, климат позволял.
В Средние века сандалии теряют былую популярность и плавно превращаются в туфли. Христианские священники рекомендуют женщинам получше прикрывать ноги, дабы не вводить мужчин в искушение.
Однако мода на сандалии вернётся ещё не раз: во временна классицизма XVIII века, когда было модно подражать античности, и в 1920−30-е годы, когда они обзаведутся каблуками. С этого времени и по сей день сандалии-босоножки остаются самой популярной летней обувью.
Лапти
Ох, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои,
Лапти да лапти, да лапти вы мои,
Лапти лыковые, вы ходите, ходите.
Батька лыка надерёт,
Лапти новые сплетёт.
из народной песни
На Руси самой простой и дешёвой обувью были лапти. Материал долго искать не приходилось — в ход шли лыко, береста, пенька. Для плетения одной пары лаптей обычно требовалось 2−4 дерева (отсюда и выражение «ободрать, как липку»). Сплетённые лапти надевали на онучи (портянки) и подвязывали оборами (полосками из того же лыка).
Простоту изготовления лаптей зафиксировали многие пословицы и поговорки: например, «Дело вести — не лапти плести» или «Да он лыко не вяжет» (т.е. совсем недееспособный).
И всё бы хорошо, да только носилась такая обувь недолго — обычно не больше недели (см. поговорку «В дорогу идти — пятеры лапти сплести»).
Поэтому бояре и князья предпочитали сапоги, а лапти носили в основном крестьяне. Недаром эпитет «лапотник» сразу указывал на низкое социальное положение, а «Эх, ты, лапоть!» говорили о человеке необразованном и простодушном.
«Повесть временных лет» (XII в.):
«Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею… и победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не давать (т.е. они не захотят платить дань — С.К.) — пойдем, поищем себе лапотников».
Лаптям была суждена долгая жизнь — в русских деревнях их перестали носить только в 1930-е годы.
Мокасины
На другой стороне земного шара люди мыслили похожим образом. Было у
Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»:
Мокасины Гайаваты
Из оленьей мягкой шкуры
Волшебство в себе таили:
Привязавши их к лодыжкам,
Прикрепив к ногам ремнями,
С каждым шагом Гайавата
Мог по целой миле делать.
Изначально мокасины шились из сыромятной кожи. При этом из одного цельного куска кожи изготавливалась подошва и бока туфель, а другой кусок нашивался сверху. Шнуровались мокасины тоже специфически: шнурок стягивал стопу по всему ободу туфель. Такая обувь была удобной и бесшумной, хотя, как и лапти, быстро изнашивалась.
Мода на мокасины вернулась во времена хиппи, которые увлекались индейской этникой. Индустрия моды сильно изменила первоначальный дизайн этой обуви — неизменным остался только тип кроя. Наиболее близкими к первоначальному образцу остались мокасины для гонщиков. Они тоже шьются целиком из кожи, лишь только подошва усилена резиновыми шипами.