Темы для своих творений музыканты обычно брали просто из окружающей их жизни. Допустим, героиню песни 1972 г. «Gudbuy t’Jane» («Пока, Джейн») они встретили, когда принимали участие в каком-то американском шоу. Джейн была как бы одной из ведущих шоу, хотя за весь эфир не произнесла ни слова. Зато перед эфиром устроила шумный скандал, так как не могла отыскать свои дорогущие «раритетные» туфли на платформе в стиле 1940-х. И даже пнула Холдера, когда тот сказал, что такой «раритет» можно купить в любом английском бутике за копейки…
На личных впечатлениях был замешан и другой хит того же года. Однажды, завершив концерт, музыканты окинули взглядом зал и испытали шок — всё вокруг было разгромлено, как после массового побоища. Так на свет родилась песня «My My Weer All Crazee Now» («О Боже, мы все сошли с ума»). Правда, во время записи Чэндлеру показалось, что «My My» у Холдера вышло больше похожим на «Mama», и песню переименовали в «Мама, мы все сошли с ума» (привет Цою!).
Но если Цой позаимствовал только название песни, то группа НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС не преминула использовать для своего «Шара цвета хаки» мелодию другой песни SLADE — «I Don' MInd». Убедитесь сами…
Непосредственное отношение к концертной жизни имел ещё один большой хит Ли и Холдера с ещё одним безграмотным названием «Cum On Feel The Noize» («Придите ощутить этом шум»).
Дело в том, что всю свою карьеру SLADE следовали принципу Незнайки: «Хорошо играю — громко!» И тому было вполне логичное обоснование.
Дэйв Хилл:
«Однажды на концерте наши фанаты так орали, что едва не перекрикивали музыку. Наш контакт с ними просто разрушился, и мы решили, что больше так повторяться не должно. Кстати, песня „Cum On Feel The Noize“ была написана именно про этот случай. Мы просто ДОЛЖНЫ перекрыть любой шум в любом зале».
Песня о шуме, отдающемся в костях, была написана на пике успеха группы, поэтому ещё до выхода сингла предзаказ на него составил полмиллиона экземпляров! Стоит ли удивляться тому, что, выйдя, «Cum On Feel The Noize» СРАЗУ очутился на 1-м месте.
Ещё более успешным стал сингл «Merry Xmas Everybody», приуроченный к Рождеству 1973 года. Таких рок-н-ролльных и по-хорошему хулиганских рождественских песен поп-музыка ещё не знала. Интересно, что саму музыку Холдер сочинил ещё задолго до SLADE, и тогда песня называлась «Buy me a rocking chair» («Купи мне кресло-качалку»). Теперь же её посвятили весёлой праздничной суматохе. Тут тебе и подвыпивший Санта-Клаус, целующий твою маму, и неистово пляшущая бабуля, и экстремальное съезжание на санках…
Ты ждешь, когда соберется вся семья?
Уверен, что у вас есть комната, где все поместятся?
Твоя бабушка говорит тебе,
Что старые песни — самые лучшие?
А потом она встает и танцует рок-н-ролл вместе со всеми.
Холдер считал, что именно такая песня поддержит британский народ во времена экономической депрессии.
Нодди Холлер:
«Я хотел, чтобы это была британская рождественская песня для рабочего класса. В те времена всем не хватало оптимизма. Именно поэтому в песне есть строчка „Смотри в будущее, Всё ведь только начинается“. В результате в каждом пабе, клубе, в каждом магазине — куда бы вы ни пошли, эта песня звучала повсюду. На какой-то период она стала своего рода феноменом социально-культурного характера».Реклама
Как известно, большинство новогодних и Рождественских шоу снимаются задолго до зимы. Вот и SLADE записывали «Merry Xmas Everybody» в разгар лета, когда пребывали в Нью-Йорке (чем немало удивили сотрудников студии).
Хотя песня и стала для группы последним хитом № 1, до заката карьеры было ещё далеко.
В 1974 году продюсера SLADE — Чеса Чэндлера — посетила очередная шальная идея — снять целый фильм, где бы музыканты выступили в роли вымышленной группы FLAME. Поэтому название фильма — «In Flame» — можно было перевести двояко: и как «В пламени», и как «В группе FLAME». В отличие от весёлого и легковесного «Вечера трудного дня» БИТЛЗ, этот фильм был посерьёзнее и посвящался «тёмной стороне» шоу-бизнеса — изматывающим гастролям, внутренним дрязгам
В прокате «In Flame» провалился, зато от него остался саундтрек, куда, в числе прочего, входила песня
Ностальгическая грусть в песне не случайна, ибо она была написана вдали от родины — во время американских гастролей. Однажды Холдер стоял на балконе мемфисского отеля и, глядя на ночную реку, произнёс: «Я видел жёлтые огни, спускающиеся вниз по Миссисипи…». На что стоящий рядом Чэндлер тут же сказал: «А из этого может выйти неплохая песня».
Так оно и случилось. Сингл «Far Far Away» занял в Британском хит-параде 2-е место.
А что же Америка, в которой SLADE так долго гастролировали? А ничего… Более того, когда группа в 1977 году вернулась в Британию после особо длительного турне, то оказалась у разбитого корыта: в США их так и не полюбили, а на родине подзабыли…
Ситуация изменилась только в 1983 году, благодаря американской группе QUIET RIOT. Хотя неизвестно, кто кому больше обязан — британские музыканты американским или наоборот?
Случилось так, что QUIET RIOT записали кавер на старенькую песню SLADE «Cum On Feel The Noize». Неожиданно кавер «выстрелил» и попал аж на 5-е место американских чартов. А вслед за ним в чарты попал и весь альбом QUIET RIOT — уже на 1-е место.
Это был первый и последний успех группы. Зато после этого в Америке, наконец-то, обратили внимание на SLADE. Те тоже не подкачали и выдали два отличных хита — оба, кстати, в духе британского фольклора. Так в песне «My Oh My» SLADE пытались имитировать стиль моряцкой баллады — с характерным повторением одной и той же фразы в конце каждой строки.
Второй хит — «Run Runaway» («Беги, беглец») — обращался уже к кельтским мотивам. Поэтому Холдер называл его «нашей рок-джигой», а среди источников вдохновения указывал старый религиозный гимн «There Is a Happy Land» («Есть такая счастливая страна»).
Это были уже времена MTV, и режиссёр Тим Поуп снял на песню роскошный и весёлый клип — с оркестром волынщиков и толпой, лихо пляшущей на фоне старинного замка Истнор.
«Run Runaway» снискала успех по обе стороны Атлантики. Песня стала последним британским хитом группы, попавшим в ТОП-10 (№ 7) и первым, сумевшим пробиться в американский ТОП-20. В результате, когда Холдера очередной раз спросили, какая песня SLADE у него самая любимая, он был уже не столь категоричен.
Нодди Холдер:
«Всегда была „Far Far Away“, а тут как раз на днях услышал по радио „Run Runaway“, и она меня потрясла».
Что еще почитать по теме?
Как Бутусов написал песни про шар цвета хаки, безымянную реку, Элоизу, Настасью и ещё одну девушку?
Виктор Цой — навсегда?..
Какую ��узыку слушать «правильно», а какую нет? Рок — немного истории