Почему песня «Клён» стала хитом лишь с третьего раза?

Реклама
Грандмастер

В коллекции моего отца было немало пластинок с самыми разными советскими ВИА. Были среди них и два миньона ансамбля СИНЯЯ ПТИЦА, который гремел по всему СССР вплоть до середины 1980-х.

Уже маленьким мальчиком я прекрасно знал такие песни, как «Ты мне не снишься», «Горько», «Знаешь ты», «Только море», «Родина», «Три аккорда», «Нелетная погода», «Урок сольфеджио»… Кстати, по поводу последней я всё время гадал — совпадают ли строки припева «до-фа-фа-фа, соль-фа-соль-фа-ми-до-си-ми-ми, до-си-до-си-соль-си-до» с его реальной нотной записью?

Но, разумеется, самым убойным хитом СИНЕЙ ПТИЦЫ была и остаётся песня про шумевший клён, с которой, собственно, и началась слава ансамбля.

Реклама

Самое поразительное, что история «Клёна» началась за 15 лет до того, как песня стала всенародной любимицей.

Реклама

Своим появлением строчки «Там, где клён шумит над речной волной…» обязаны композитору Леонтию Шишко, который написал не только текст (он был напечатан в сборнике 1960 г. «Рябиновая осень»), но и музыку. Впрочем, авторская версия песни вовсе не походила ту, которую полюбили миллионы. Во-первых, текст звучал от женского лица и имел четыре куплета вместо привычных трёх. Музыка же была и вовсе другой.

Реклама

Казалось бы, у версии Шишко большое будущее. Ведь песню исполнила матрона советской эстрады — Людмила Зыкина, и даже засветилась с ней в музыкальном фильме «Когда песня не кончается» 1964 года. Однако народ эту версию не полюбил, и о «Клёне» надолго забыли.

Новую жизнь (точнее, мелодию) в песню вдохнул другой музыкант и композитор — Юрий Акулов (автор ещё одного ВИА-хита «Наташка»). В начале 1970-х он исполнял свою версию «Клёна» с ВИА КАЛИНКА — впрочем, тоже без особого успеха…

Реклама

В 1973 году во время гастролей КАЛИНКИ к их руководителю Сергею Лавровскому нагрянул композитор Михаил Болотный со своей песней «Жар птица». Это был тот самый Болотный, который вместе с братом Робертом только что основал в белорусском Гомеле ВИА СИНЯЯ ПТИЦА. Коллектив только оформлялся, поэтому Михаил ездил и предлагал свои песни ансамблям поименитей.

Михаил Болотный:
«Лавровский попросил меня подождать до конца концерта, после чего они прослушают мою песню. …Я с удовольствием слушал их концерт. Так вот в одном из таких стилизованных выходов на сцену вышел парень с балалайкой и второй парень с баяном. Оба в таких деревенских фуражках с цветочком и начали в народной манере затягивать песню про „…там где клён шумел“.

Реклама

Эта песня мне сразу приглянулась, и я почувствовал, что смогу её сделать по-другому. Когда я подошёл после концерта за кулисы показать свою песню, я первым делом нашёл исполнителя этого „Клёна“ и попросил его подготовить мне текст и строчку музыки этого „Клёна“. Это и был один из авторов „Клёна“, гитарист ВИА КАЛИНКА Юрий Акулов».

Немножко по-другому вспоминал об этом солист СИНЕЙ ПТИЦЫ — Сергей Дроздов:

Сергей Дроздов:
«Мы были в Горьком, где находились в репетиционном периоде, и пошли на концерт ВИА КАЛИНКА из Ленинграда. Там автор песни „Клён“ Юра Акулов просто выходил и играл на гитаре „Там, где клён шумит…“. И никакого успеха на концерте не было. Она ещё не была записана. Но уже звучала именно та мелодия…».

Реклама

В сохранившейся записи 1974 г. Можно услышать, как Акулов исполняет эту песню в дуэте с Людмилой Чижевской (она брала на себя «женские» строчки).

В общем, как бы то ни было, Михаил Болотный приехал к КАЛИНКЕ с одной песней, а уехал с другой…

Вскоре СИНЕЙ ПТИЦЕ улыбнулась удача — ансамбль получил возможность выпустить на фирме «Мелодия» (других фирм грамзаписи в СССР не было) виниловый миньон (на Западе сказали бы «сингл»). Первоначально на него планировали записать четыре песни — «Слова», «Только море», «Родина» и «Мы от любви зависим». Когда их записали, осталось ещё немного студийного времени.

Реклама

Тут-то Михаил и извлёк из творческих «закромов» тот самый «Клён» Акулова и предложил: давайте запишем и его — так сказать, про запас, на случай, если худсовет «зарубит» какую-то песню.

Запись будущего хита прошла быстро и легко. Дроздов за несколько минут придумал знаменитый гитарный пассаж (чем-то напоминающий мне соло «Something» БИТЛЗ) и спел песню. Причём спел так эмоционально и отчаянно, что, добавь в голос хрипотцы, а в звук гитары фузз, «Клён» вполне бы мог сойти за добротную западную рок-балладу тех времён.

Так как всю песню пел мужчина, из текста убрали «женские» строчки, сократив его ровно на куплет. Вот что было выброшено:

И зачем опять ходишь словно тень,

Реклама

Без тебя порой был и день не в день…

…Если б мог ты знать, как тебя ждала,
Да устала ждать и любовь прошла.

Роберт Болотный:
«Знаете, как записывали? Серега Дроздов приехал и за 20 минут все спел. Рыжиков на него посмотрел: „Вот, блин, прыщавый Синатра!“ …Потом поехали к кинотеатру „Ударник“. Помните, там стоял пароходик-ресторан? Там мы и отметили это событие».

Реклама

Михаила Болотного предчувствия не обманули. Худсовет действительно «зарубил» песню «Мы от любви зависим», и её место занял «Клён». Тогда никто из музыкантов ничего от «Клёна» не ждал. Все были уверены, что хитом станет более изысканная композиция «Слова». Но народ рассудил по-другому…

В конце 1975 года дебютный миньон никому ещё неизвестного ансамбля поступил в продажу и изо всех окон полились звуки «Клёна». Когда в феврале 1976 года в г. Тольятти СИНЯЯ ПТИЦА давала первый концерт, её уже знали и любили. Авторы песни тоже не остались в накладе — от постоянного исполнения «Клёна» в многочисленных советских кафе и ресторанах набегала солидная авторская пеня.

Роберт Болотный:

Реклама

«Однажды после выступления в Калуге я зашел в ресторан поужинать. Так вот при мне „Клен“ заказали 18 раз. Специально считал. Еще помню, что после концерта в Ижевске пришел в свой номер, голова разболелась. Глянул в окно, а там народу на площади перед гостиницей — яблоку негде упасть, и все в один голос: „Там, где клен шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой…“ Впечатление на всю жизнь!»

Даже непримиримые рокеры вспомнили хит своего детства и в 1996 году — в рамках проекта ДУБЫ-КОЛДУНЫ — записали на него кавер (обратите внимание, как многозначительно Глеб Самойлов из АГАТЫ КРИСТИ произносит слово «косяк»).

Реклама

Напоследок хотелось бы упомянуть о ещё одной песне, историю которой тоже знают далеко не все. Думаю, в середине 1980-х многие слышали в исполнении Екатерины Семёновой следующие строчки:

В чаще леса густой под зеленым листом
Жил трудяга смешной, добрый, маленький гном.
Под землею он днем самоцветы искал,
Свой фонарик в лесу по ночам зажигал…

Ну, и так далее — про любовь гнома к бабочке и внезапной разлуке…

Реклама

В то время подобные инфантильные песни пользовались большой популярностью у взрослой аудитории. Тут можно вспомнить и «Лилипутика», и «Четыре чёрненьких чертёнка», и «По ниточке, по ниточке…» (собственно, и исполнителей тогда любили называть уменьшительно — Катя Семёнова, Женя Белоусов…).

Так вот, «Маленький гном» в исполнении Семёновой для меня откровением не стал. Я был уверен, что слышал ту же самую песню ещё в 1983 году в пионерлагере, где вожатый распевал её под гитару.

Детская память, конечно, дело ненадёжное… Зато точно известно, что изначально «Гном» был написан и записан для ВИА СИНЯЯ ПТИЦА. Музыку написал участник ансамбля Сергей Лёвкин, а текст — Олег Жуков. Лёвкин же первым песню и спел.

Реклама

На ТВ песня впервые засветилась в 1985 году в музыкальном фильме «СИНЯЯ ПТИЦА на Сейшелах» (ансамбль как раз гастролировал по странам Азии и Африки). Там «Гнома» поёт Светлана Лазарева.

P. S.: Ещё одно забавное наблюдение. Слушая песню группы АГАТА КРИСТИ «Хали Гали Кришна», я невольно уловил в ней мотив «Маленького гнома» (там, где поётся «Куда ты плывёшь, крыша моя…»). Убедитесь сами


Что еще почитать по теме?

«Трава у дома». Как был написан первый гимн советских космонавтов?
Какая песня стала первым советским шлягером?
Почему звёздам от гламура не по зубам некоторые «старые песни о главном»?

Реклама