Осознав свое призвание к пению довольно поздно (уже будучи студенткой Горного института), она буквально ворвалась сначала на польскую эстраду, а через несколько лет, несмотря на трагическую судьбу, стала не столько советской, сколько самобытной русской певицей, таланту которой были подвластны и современные ей советские эстрадные песни, и русские народные, и романсы, и глубокие лирические. Не случайно через 5 лет после ее смерти, в 1987 году, в польском городе Зелена-Гура проходил Фестиваль советской песни под знаком ее памяти!
Если главные вехи биографии Анны Герман более-менее известны русскому слушателю и зрителю после показа по российскому телевидению художественного фильма «Анна Герман», то вот о том, как певице приходилось бороться за свое живое звучание на концертах, радио, телевидении, мало кто знает.
Ставшая популярной в 70−80-е годы на Западе музыкальная фонограмма, сопровождавшая выступления зарубежных поп-звезд того времени, неминуемо наступала и на творчество Анны Герман. И это стало еще одним поводом для борьбы в творческой судьбе этой неповторимой певицы!
Сколько сил стоило ей, недавно вставшей с больничной койки и собранной врачами по кусочкам, чтобы каждый раз, принимая приглашения то на один концерт, то на другой, отстаивать свое право петь «вживую», быть всегда честной со своими зрителями!
С самого начала Анна резко отрицала для себя даже возможность когда-либо воспользоваться музыкальной записью. Несмотря ни на какие трудности, она отказывалась раз за разом выступать без сопровождения настоящего живого оркестра, считая, что фонограмма — это обман зрителя, а обманывать своих слушателей она никогда и ни за что не станет!
Часто эти отказы становились причиной скандалов с устроителями праздничных программ, считавших, что с помощью фонограммы они облегчают жизнь не только себе, но и артисту. Ведь фонограмма давала большие возможности объединить в одном концерте исполнителей разных стилей, соединить разный видео- и звуко-материал, сэкономить на оркестрах.
Никакие доводы импресарио не могли заставить Анну изменить свою точку зрения и уступить. Столько в этой, казалось бы, очень хрупкой женщине, изломанной жизнью, было воли и внутренней силы!
Один из наиболее сложных моментов в творческой биографии Анны случился в 1974 году, когда в СССР шла масштабная подготовка к дням культуры Польши в Москве. Проведение фестиваля планировалось в конце апреля этого года, а репетиции начались уже в январе. По замыслу организаторов, в фестивале должны были участвовать самые лучшие творческие коллективы Польши и самые лучшие ее артисты. Для участия в фестивале была приглашена и Анна Герман.
Едва узнав о том, что все выступления артистов пойдут под фонограмму, Анна решительно заявила режиссеру, что под фонограмму петь не станет. Режиссер удивился — почему? «Потому что я вообще не пою под фонограммы!» — ответила певица. «Все будут петь под фонограмму, даже оперные певцы! — настаивал режиссер. — Лично для вас никто не станет делать исключения!» «Тогда я не поеду в Москву!» — заявила Анна.
Ее отказ участвовать в фестивале был передан в Министерство культуры, откуда ей стали звонить, уговаривать согласиться с условиями фестиваля. Однако Анна продолжала стоять на своем. Организаторы разводили руками: «Из-за одной вашей песни не может целый ансамбль ехать в Москву!
Анна действительно — единственная из всех участников фестиваля! — спела под рояль. Ее выступление было в середине концерта, и ее песня на стихи Риммы Казаковой прозвучала в Кремлевском Дворце съездов удивительно тепло и душевно. Когда смолк последний музыкальный аккорд, зал словно замер на секунду, а потом обрушился на певицу шквалом аплодисментов!
После этого случая с желанием Анны петь живьем, несмотря на моду на фонограммы, начали понемногу считаться. Для нее делали исключение, например, на студии советского телевидения, когда через несколько лет после Фестиваля польской культуры в Москве снимали музыкальную программу под названием «Мелодии друзей». Здесь тоже все пели под фонограмму, все, кроме Анны Герман, для которой создатели программы сумели пробить специальные микрофоны, в которые можно было петь «живьем».
На съемках этой программы Анна познакомилась со звездами советской эстрады Аллой Пугачевой, Розой Рымбаевой, продолжила работу с композитором Владимиром Шаинским, который написал для нее два будущих шлягера — новые песни «Любви негромкие слова» и «Когда цвели сады». А композитор Вячеслав Добрынин предложил ей песню «Белая черемуха», которая тоже стала очень популярной в Советском Союзе.
Еще один случай из творческой биографии Анны Герман, когда ей удалось добиться исключительного права исполнять песню в сборном концерте своим голосом, а не просто открывать под музыку рот. Речь идет о выступлении Анны в «Песне года-1977», здесь она должна была исполнить в дуэте со Львом Лещенко ставшую любимыми многими слушателями песни «Эхо любви» (из кинофильма «Любовь земная»). Редактор программы очень настаивала на пении под фонограмму, и в какую-то минуту Анна согласилась.
Но записать песню с первого раза не удалось и Анна начала сильно нервничать, корила себя за свою слабость и податливость на уговоры. Песня под фонограмму не получалась. Тогда Анна в отчаянье позвонила Владимиру Шаинскому и попросила, чтобы он ей помог, позвонил кому надо и добился для нее разрешения петь в концерте живым голосом. Композитору Шаинскому удалось оказать Анне помощь, и она, снова единственная в концерте, спела дуэт с Львом Лещенко вживую. Выступление имело огромный успех!
Чем дальше шло время, тем быстрее развивалась музыкальная и записывающая техника. И Анне все труднее становилось противостоять новым тенденциям времени. Большинство молодых композиторов, которые предлагали ей свои песни, приходили к ней с готовыми оркестровыми фонограммами и не хотели тратить время на поиски студий и новых оркестров для нее.
А своего оркестра у Анны не было, хоть она и пыталась несколько раз организовать вокруг себя музыкантов. Однако организаторских способностей у певицы не обнаружилось и каждый раз ей приходилось наступать на одни и те же грабли.
Сама певица очень сильно страдала из-за отсутствия у нее за спиной на сцене своего, слаженного творческого коллектива. Зрители так любили Анну, что никогда не обращали внимания на качество музыкального сопровождения ее песен, никто никогда не спрашивал у нее, почему она поет без своего ансамбля или оркестра. И Анне начало казаться, что она сама должна заменить на сцене целый оркестр.
Творческая неудовлетворенность, отсутствие своего музыкального коллектива привели Анну к выводу о необходимости сменить репертуар, уйти от простеньких песен о любви к более серьезным, драматургическим произведениям, к песням, которые мало спеть со сцены, их нужно сыграть, пережить.
Также она как будто смирилась и с фонограммами, которые смело вошли в музыкальный быт композиторов и новых исполнителей. Теперь Анна, исполняя песню под фонограмму на студии звукозаписи, представляла у себя за спиной свой оркестр и музыкантов, которые ждут взмаха дирижерской палочки…
Такие эксперименты с собственным воображением привели Анну к тому, что она ставила в студии звукозаписи рекорды — записывала 3 песни за полчаса, чего никто до нее не делал!
Так, стремление Анны противостоять упрощению певческой работы и снижению профессионализма исполнителей приводили ее к новым творческим победам. Что доказывало факт ее исключительной природной музыкальной одаренности.
Что еще почитать по теме?
О чём не пел Лев Лещенко?
Каков он, «последний романтик» на нашей эстраде?
Почему звёздам от гламура не по зубам некоторые «старые песни о главном»?