Жан Беро, «Зал Граффард». Что в нем происходит?

Реклама
Грандмастер

Историки пишут, что в 19 веке во Франции существовало теоретическое направление, для которого насилие, принуждение, диктатура были инструментами перехода к коммунизму. На «банкете коммунистов» в Бельвиле 1 июля 1840 года — первом открытом собрании коммунистов (около 1200 участников) — была поддержана идея насильственной социальной революции, ведущей к установлению народной диктатуры, цель которой — «реальное и совершенное равенство». Зал Граффард был известным местом сбора коммунистов.

Картина Жана Беро «Зал Граффард». Большой и высокий зал с балконами по периметру, с обилием люстр. Художник приводит зрителей на собрание социалистов-коммунистов, об этом говорит красный фон — скатерть на столе президиума. (Красный цвет стал символом во время французской революции 1848 года и закрепился за социалистами и коммунистами в 1871 году, во время Парижской коммуны.)

Зал забит до отказа, дым коромыслом. (Как сказал Анатоль Франс, здесь заодно с трубками и коптящими лампами дымятся мозги.) На балконах люди стоят, внизу еще есть места в партере.

Реклама

Публика в восторге от оратора, который и говорит с жаром, и жестикулирует так, что вот-вот его рука улетит куда-нибудь в зал. О чем он говорит? Скорее всего, о том, что в жизни нет справедливости, что нет свободы, равенства, братства, что это никто не принесет на блюдечке с голубой каемочкой, что надо это добывать своими руками (надо понимать, не его руками, а руками слушателей).

Реклама

Оратор произносит речь. Значит, будет принята резолюция. Конечно, это не значит, что слушатели после этого идеологического заряда потекут мощными потоками менять окружающий мир, но в головах уже зреют мысли о несовершенстве существующих порядков, что попраны все идеалы революции: «Свобода», «Равенство», «Братство».

Публика неистовствует! Она готова хоть сейчас идти чего-то добиваться! Она поддерживает оратора криками, жестами. На лицах слушателей, похоже, не осталось ничего человеческого, только злость на всё и на всех.

Реклама

Каким-то образом в ряды затесалась мощная матрона. Скорее всего, она сопровождает кого-то из президиума, поэтому ее посадили в партере (может быть, это муза маленького и лысого человечка?)

Президиум производит странное, если не сказать — комическое, впечатление. Малыш с гигантской лысиной и такой же гигантской бородой, рядом с ним совершенно заросший персонаж. Кто они — эти люди, кого они представляют? Рабочих — совершенно непохоже. Интеллигентов — как-то не вяжется их облик с образом интеллигентного человека. Может быть, это анархисты, которые затесались в ряды коммунистов и социалистов?

Реклама

Репортеры на переднем плане стараются запечатлеть все перлы, которые несутся с трибуны. Они улыбаются, предвкушая сенсацию! Это не только удовольствие — слушать фантазии улучшателей мира, это — обязанность донести до своих читателей идеи преобразователей общества, показать им утопичность (или, наоборот, полезность?) общественного устройства, о котором говорит оратор, допустимость или невозможность применения насилия для достижения счастья трудового народа.

Картина воспринимается как карикатура. Зал Граффард внимает оратору…


Что еще почитать по теме?

Питер де Хох «Приятная компания». Зачем на картине нищий?
Альма-Тадема, «Слепой нищий». Почему появилась эта картина?
Проклятые картины. Откуда они появились?

Реклама