В чём величие пьес Уильяма Шекспира? Воля к смерти: Шекспир и Фрейд

Реклама
Грандмастер

Зигмунд Фрейд для иллюстрации своих теорий использовал персонажи Шекспира едва ли не чаще, чем случаи из жизни своих реальных пациентов. Наиболее известным примером этого является трактовка образа Гамлета в духе пресловутого «эдипова комплекса». Человеческое «подсознательное», инстинкты, влечения и страсти были главным предметом исследований основателя психоанализа. Впрочем, основателя ли?

Перейти к третьей части статьи

Литературовед Блум был уверен, что «в некотором смысле именно Шекспир создал психоанализ, изобразив работу человеческой души», и что открытия, сделанные Фрейдом, меркнут рядом с трудами драматурга. Писатели, как и психиатры, изучают человеческое сознание и человеческую душу, разница лишь в методах, которые используют наука и искусство. И кто знает, чей подход быстрее ведёт к цели?

Реклама

Шекспир не создавал классификаций и не давал точных определений, но благодаря силе своего блистательного дарования, сумел увидеть то, что до него не видел никто другой, и проникнуть туда, куда не доходил ни один человеческий взгляд. Он не создавал теорий, не строил классификаций и не давал точных дефиниций, но нет оснований сомневаться, что его произведения позволили человечеству сделать ещё один шаг по направлению к тому, о чём писал великий Гегель:

В видимости временного и преходящего познать субстанцию, которая имманентна, и вечное, которое присутствует в настоящем.

Человек — существо, движимое страстями (хотя, конечно, не только ими). Сказать, что Шекспир создал «энциклопедию» человеческих

Реклама
страстей, благородных и низменных, будет, естественно, преувеличением, но едва ли мы ошибёмся, предположив, что он поведал о них всё самое главное, показав их величие и гибельность.

Как бы ни назвать этот «вечный движитель» людских поступков — потребностями, аффектами, инстинктами, влечениями или страстями, очевидно, что эти чувства составляют суть человеческого существа и неотделимы от него, и без них человеческое сообщество не смогло бы не только двигаться вперёд и развиваться, но и просто выживать.

Реклама

Быть может, Шекспир призывает людей обуздать свои разрушительные и тёмные страсти, такие как себялюбие, агрессивность, чувство мести, честолюбие, манию величия, жадность, которые несут беды и самому носителю страсти, и окружающим людям? Но ведь и благородные чувства — любовь Ромео и Джульетты, прямота Кориолана, искренняя вера Лира в близких ему людей, чувство долга Брута, доброта и наивность Корделии — неотвратимо ведут их к гибели!

Наивные читатели и критики в своей невинности воображают, что … Шекспир решил изучить несколько интересных и опасных страстей и предостеречь против них зрителей. С этой целью написал он произведение на тему честолюбия и вытекающих опасностей, затем сходное с этим произведение на тему ревности и всех злоключений, которые она причиняет. Но ведь не так совершается это дело во внутренней жизни творческого духа. Поэт пишет не сочинения на данную тему. Он начинает творить не в силу какого-нибудь предвзятого решения или выбора. В нем затрагивается какой-нибудь нерв, и этот нерв приходит в колебание и реагирует

Реклама
, — справедливо пишет Г. Брандес.

Как показывал в своих пьесах великий драматург, страсти, как низменные, так и самые высокие, будучи воплощёнными во всей своей полноте, говоря словами философа, «в себе и для себя», несут и доброе, и злое начало, потому что воля человека к жизни, воплощением которой выступает страсть, одновременно есть не что иное, как воля к смерти.

Реклама

Многие выдающиеся учёные и философы не просто читали пьесы Шекспира, но внимательно изучали их. Среди них был и основатель психоанализа знаменитый З. Фрейд, который уделял персонажам пьес великого драматурга не меньше внимания, чем своим реальным пациентам (впрочем, мысль Х. Блума о том, что «Фрейд понимал, что в некотором смысле Шекспир создал психоанализ, изобразив работу человеческой души — в той мере, в какой сам Фрейд был в силах постигнуть и описать её», следует воспринимать всё-таки с известной долей юмора).

Наиболее известным его тезисом является трактовка образа Гамлета в духе сформулированного Фрейдом пресловутого «Эдипова комплекса». Я не собираюсь отбивать хлеб у психологов, но вне сомнения, поступки персонажей Шекспира (и тех, которых упоминал сам учёный, и многих других) представляют обширное поле для литературно-психологического анализа.

Реклама

Вспомним знаменитую фрейдовскую триаду — «Оно», «Эго» («Я») и «Супер-эго» («Сверх-я»).

Мы видим человеческое «Я» как несчастное существо, исполняющее три рода службы и вследствие этого страдающее от угроз со стороны трех опасностей: внешнего мира, либидо «Оно» и суровости «Сверх-Я»,

— писал Зигмунд Фрейд, и терзания героев Шекспира служат лучшим подтверждением его слов. Инстинкты, влечения, страсти — это сущность «Оно», но в то же время они при определённых обстоятельствах могут стать и частью человеческого «Я».

Фрейд считал, что «Я» по отношению к «Оно» «похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а „Я“ — заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конём, то ему не остаётся ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и „Я“ превращает волю „Оно“ в действие, как будто бы это была его собственная воля».

Реклама

В такой трактовке шекспировский Яго («ягоизм») — человек, с гипертрофированным Я и сильным либидо (Оно); супер-эго (моральный цензор) в нём практически отсутствует, и он не ощущает разницы между добром и злом. Яго разумен и расчетлив, и нельзя сказать, что конь «Оно» влечёт всадника куда ему заблагорассудится, скорее уж и седок, и его носитель превращаются в единое целое — некого зловещего кентавра, несущегося навстречу чужой и своей гибели.

Реклама

Иное дело Макбет, «Супер-эго» которого, помимо его воли, постоянно напоминает о своём существовании, посылая видения погубленных честолюбцем людей. «Супер-эго» Гамлета имеет над ним сильную власть («то, что господствует в «Сверх-Я», является как бы чистой культурой инстинкта смерти, — писал Фрейд. — …чем больше человек овладевает своей агрессией, тем больше возрастает склонность его идеала (Сверх-Я) к агрессии против его «Я»), но всё-таки главная причина его драмы — это противоречия между структурами личности героя, который ищет гармонии, как, быть может, никто другой из персонажей Шекспира, но никак не может её обрести, что и является, по сути, причиной страшного финала («порвалась связь времен…»).

Реклама

Воззрения Фрейда на природу человеческих инстинктов и страстей в течение жизни видоизменялись. В своём труде «По ту сторону принципа удовольствия (1920) он сформулировал новую дихотомию между жизненными инстинктами (Эросом) и инстинктами смерти (Танатосом). В соответствии с ней, сексуальные влечения, собственно, и являются влечениями к жизни: то, что они действуют в противовес другим влечениям, которые по своей функции ведут к смерти, определяет имеющуюся между ними противоположность; «инстинкты смерти», влечения к самосохранению, к власти и самоутверждению являются

частными влечениями, предназначенными к тому, чтобы обеспечить организму собственный путь к смерти и избежать всех других возможностей возвращения к неорганическому состоянию, кроме имманентных ему

Реклама
.

Фрейд настаивал на резком различии, даже противоположности между Эросом и Танатосом.

Мы должны заключить, что «влечения к жизни» имеют больше дела с нашими внутренними восприятиями, выступая как нарушители мира, принося вместе с собой напряжения, разрешение которых воспринимается как удовольствие, — пишет основатель психоанализа. — Влечения же к смерти… непрерывно производят свою работу. Принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти.

Реклама

Автор «Ромео и Джульетты» и «Макбета», будучи художником и творцом, а не учёным, не стремился чётко разделять или классифицировать формы человеческих вожделений. Но он сумел понять и отобразить в своих произведениях то, что любая страсть, независимо от того, является ли она созидательной или деструктивной, возвышенной или низменной, благородной или эгоистичной, замкнутая на самой себе, возведённая в абсолют и неограниченная в своём осуществлении, является, по сути, независимо от того как её назвать, одной из форм проявления «влечения к смерти». В этом, пожалуй, заключено коренное различие с идеями Зигмунда Фрейда.

Более того, в совершенстве разбиравшийся в том, что можно условно назвать «динамикой страсти», прекрасно понимавший ту изменчивость и непостоянство, которым подвержены человеческие эмоции, Шекспир чувствовал, что «идеальной страстью», которую жаждет увидеть зритель, может стать только «застывшая» в точке своего апогея любовь Ромео и Джульетты — не только потому, что продолжение истории могло бы разочаровать своим отклонением от канона, но и по той причине, что она полностью соотве��ствует глубинной, имманентной сущности влечения как такового.

Реклама

Иными словами, влечения жизни и влечения смерти, несмотря на всё своё различие, имеют в своей основе некое общее качество, которое с определённой долей условности можно назвать «тотальностью страсти», которое в своих крайних выражениях сближает и содержание, и последствия того пафоса, чьим порождением они являются.

Но что поможет защитить и самого человека, и общество от власти «немых, но мощных инстинктов смерти, которые стремятся к покою»? Может быть, такие духовные ценности, как моральные нормы, идеалы, чувство долга, которые, будучи восприняты человеком, становятся частью его самого, его «Супер-эго»?

Продолжение следует…

Реклама