Почему Гефест был хромым?

Реклама
Грандмастер

Гефест был одним из богов древнегреческого Пантеона. В разное время версии о его происхождении были разными. То его родила Гера от Зевса, то он был рожден Герой просто так, без участия мужчин (она же одна из верховных богинь — почему бы ей такое оказалось не под силу?). Общее во всех версиях легенд про Гефеста — то, что он был кузнецом, был хромым и что он, бог-кузнец, стал равным среди равных среди древнегреческих богов на Олимпе.

Общепринятую в наше время версию жизни Гефеста предложил Гомер. По ней Гефест — сын Геры и Зевса, который родился хилым, слабым и хромым, за что сразу после рождения его мать, Гера, отказалась от него и сбросила с Олимпа в море. Вспомним, что в Спарте был обычай сбрасывать со скалы новорожденных детей, которые оказались недостаточно здоровыми.

Но поскольку по рождению он был богом — море не поглотило, а приняло его. Богиня моря Фетида стала его приемной матерью, и до своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался там своим любимым кузнечным делом, став самым искусным в мире кузнецом.

Вслед за тем последовала череда приключений, прекрасно описанных Гомером. Гефест отомстил своей маме, заставив богов Олимпа обратить на него свои взоры, вернул себе божественные права, которые у него были по праву рождения, и стал главным мастером Олимпа — даже молнии у Зевса были работы его хромого сына.

Реклама

Так почему же он был хромым? Ведь он был богом! А боги умели и лечить, и убивать, боги умели все, что только хотели!

Реклама

Гефест был хромым и увечным потому, что он был кузнецом. Все кузнецы во времена Гомера были именно такими, очень сильными, умелыми мастерами, в руках у которых тяжелый молот летал, как перышко, но при этом они очень часто бывали хромыми, ведь во время работы они получали увечья и переломы. При этом дело было вовсе не в их неловкости. Дело было совсем в другом.

Вначале, еще во времена каменного века, для превращения в рубило был случайно отобран медный самородок. Человек, пытавшийся отколоть от него кусочек, впервые увидел, как под его ударами камень не раскалывается, а мнется. …Начинался «медный век».

Медные самородки были революционным открытием — когда такое орудие портилось, теряя необходимую форму, орудие вовсе не надо было выбрасывать, делая взамен новое, форму орудия можно было восстановить. Путем, как теперь говорят, «холодной ковки». Говоря по-простому, медное орудие раз за разом оббивали камнем, придавая нужную форму, и использовали снова и снова.

Реклама

Медных самородков было мало, но, работая в том районе, где их можно было найти, люди обнаружили, что камни определенного вида, попав в очаг и будучи сильно прокаленными, начинали источать капли той же самой меди, что и та, из которой состояли те самородки. Новые открытия. Шаг за шагом, век за веком… Появились печи для выплавки металла, появились медные орудия труда, появилось медное оружие. Люди начали воевать друг с другом.

Переработав всю руду верхней, окисленной части месторождения, люди начали закапываться в землю, вырывая в ней первые шахты и ища там и самородки, и медную руду. В печах плавилась руда и производилась первичная, «грязная» медь. Эту медь потом очищали от примесей в специальных горнах и разливали по формам, получая новые мотыги, ножи, мечи и так далее.

Реклама

И делали все это первые металлурги, кузнецы. А та медная руда была с опасными для человека примесями. Выделывая новые медные орудия, кузнецы потихоньку травили себя соединениями серы и другими ядами.

Реклама

Со временем люди обнаружили, что добавление перед плавкой в медную руду некоторых камней позволяет получать значительно более прочный металл, чем просто медь. Новый металл был очень темного цвета, сейчас его называют черной бронзой.

Это было началом бронзового века. Камни те содержали мышьяк, а черную бронзу сейчас называют мышьяковистой.

Прошли многие века, прежде чем было открыто олово, а с ним и современная бронза. Долгие века торжества мышьяковистой бронзы. Кузнецы при производстве этого металла сильно травились. Их кости становились ломкими, у них заболевали и страдали суставы. Опытный кузнец часто был и сильным, и умелым, но и хромым после переломов костей, ставших хрупкими из-за отравления мышьяком.

Во времена торжества черной бронзы и появился образ бога-кузнеца Гефеста. Лучшего мастера-кузнеца, обладавшего божественным умением ковать самые лучшие латы и самые лучшие мечи. Но, как и все кузнецы своего времени — хромого.

Реклама