Видимо, на художника огромное впечатление произвели римские бани (в Италии он бывал дважды — в 1863 и в 1883 годах). И даже не те, которые он мог посетить, будучи в Италии, а те, от которых остались только руины. Если читателю посчастливится побывать в Риме и подняться на Палатинский холм, он сможет увидеть развалины терм Каракаллы, вторых по величине бань древнего Рима. В течение пяти лет их строили два императора: начинал Септимиус Северус, закончил Каракалла.
На картине «Каракалла», написанной в 1902 году, показано посещение императором банного комплекса (слева на втором плане — бассейн). Женщины усыпают его путь лепестками роз, а прямо перед зрителем — управляющий банями (скорее всего), который приветствует своего господина поднятой вверх левой рукой.
Гигантское сооружение занимало площадь размером 412 метров на 393 метра. Сложнейшее устройство обеспечивало подогрев воды и помещений, в состав комплекса входили гимнастические залы и две библиотеки (одна — только для латинских книг, другая — для греческих). Естественно, были бассейны для плавания и собственно помещения для мытья. Вода в плавательном бассейне (над ним не было крыши) подогревалась лучами солнца, отражёнными от расположенных по периметру зеркал.
А сколько там было скульптур и мозаик — сейчас невозможно представить это во всей полноте. Библиотеки размещались в экседрах, а внутренняя стена использовалась для магазинчиков (что в них продавали — точно неизвестно, но можно думать, что это банные принадлежности, еду и напитки).
Вероятно, самой тяжёлой задачей для художника была передача обустройства банных помещений. Во времена его путешествия по Италии от древних бань оставались только развалины. Видимо, поэтому картины не появились сразу вслед за его возвращением в Бельгию. В 1869 году Альма-Тадема обосновывается в Англии. Весьма вероятно, что он познакомился с остатками древнеримских бань в Англии и использовал свои впечатления в написанных позднее картинах.
Как пишут историки живописи, достоверность картин Альма-Тадемы невозможно было оспорить, потому что детали быта (одежда и прочее) он зарисовывал с экспонатов в Лувре и затем очень скрупулёзно воспроизводил их на своих полотнах, а архитектуру в его картинах просто не с чем было сравнить.
Пояснение терминов:
— экседра — полукруглая глубокая ниша;
— тепидарий — тёплое сухое помещение для разогрева тела с использованием воздуха с температурой 40−45 градусов Цельсия;
— фригидарий — помещение для охлаждения, в нём находился бассейн с холодной водой;
— аподитериум — предбанник.
Надо полагать, что у художника был двойной интерес в такого рода картинах: с одной стороны — показать прелесть молодого женского тела, с другой — попытаться изобразить это в роскошной обстановке ушедших императорских времен.