Офени не просто распространители мелкого и очень дешевого товара, это целый театр одного актера. Ведь лучшие из них, помимо основного своего предназначения — нести культуру в народ, распространяя лубочную живопись, дешевые книжки и прочие подобные товары, внедряли ее в массы и прочими всевозможными методами, ведь они были сказителями, певцами-исполнителями, музыкантами, клоунами, фокусниками, в общем, всем тем, что требовал их невзыскательный зритель.
С берестяным коробом за плечами они забирались туда, куда нормальный человек ни за какие деньги не полез бы. Хорошо ходить по городам, где всегда можно найти крышу над головой и кусок какой-нибудь, чтобы голодный организм умилостивить, а ведь они лезли в самые дебри, в малюсенькие деревеньки, где жила настоящая голь и нищета. И представьте себе, у них и там был успех. Феноменальные были люди.
Легли в коробку книжечки,
Пошли гулять портретики
По царству всероссийскому,
Покамест не пристроятся
В крестьянской летней горенке,
На невысокой стеночке…
Черт знает для чего!
Н.А. НекрасовРеклама
Откуда и когда они взялись на Руси, не установлено. Мало того, практически не известно даже, как они жили. Очень уж скрытную жизнь вели эти люди. Доподлинно известно лишь то, что исчезли офени практически одномоментно в 1917 году. Случилось это одновременно с исчезновением православных старцев, в течение многих веков совершавших регулярные паломничества по святым местам.
Существует несколько версий появления офеней. Первая является одновременно одной из основных и как бы официальной: офени — это потомки греческих торговцев, которые когда-то из далекой Эллады приходили на Русь со всяческими заморскими диковинками. Все хорошо, неясно только, почему основным товаром у них были книги на русском языке. Были ведь даже такие офени-книгоноши, которые ничем другим не торговали.
Другая версия поменяла не только национальную принадлежность предшественников офеней, но и их вероисповедание. Она гласит, что офени произошли от лиц иудейской веры. Ведь те во все времена истории торговли где-нибудь чем-нибудь да торговали. Эта версия родилась не на пустом месте. Ведь когда во времена Киевской Руси был разгромлен и практически уничтожен Хазарский Каганат, его жители, исповедовавшие иудаизм, не исчезли с лица земли. Они преспокойненько расселились по землям русичей, занимаясь в основном торговлей.
Имеется еще и третья версия, которая, как мне кажется, намного ближе к истине. Но прежде чем ее озвучить, следует рассмотреть один немаловажный вопрос. Конечно, хотя точной даты появления офеней нет, известно, что бурный всплеск их количества произошел в те самые годы, когда начался неумолимый и довольно-таки стремительный процесс распространения на территориях
Поскольку волхование было своеобразным искусством, тесно связанным с музыкой и пением, а сами волхвы прекрасно этими видами искусства владели, вполне вероятно, что появление именно в те времена большого количества бродячих скоморохов, музыкантов, певцов взаимосвязано с процессом смены веры. При этом сторонники старой веры продолжали исподволь вести тайные проповеди, прикрываясь обликом бродячих музыкантов или скоморохов. А уж сопутствующая торговля позволяла не только материальный интерес иметь, но и ширмой для ведения тайных дел была прекрасной. Ну, а теперь, наверное, нет уже необходимости излагать третью версию появления офеней, она очевидна.
Исходя из этого предположения становится понятным, почему офени между собой общались на некоем тайном профессиональном языке, называемом «феней» или «музыкой» («мазыкой»). Язык этот включал в себя несколько тысяч слов, Владимир Даль описал более 1300 из них. Язык офеней, возникший много столетий тому назад, постепенно расширялся и обогащался, как любой живой язык. Возник он задолго до появления идиша, поэтому попытки некоторых исследователей объявить зависимость офенского языка от идиша, явно надуманы, ведь идиш сформировался несколько позднее, так что скорее все происходило совсем наоборот.
В русских энциклопедических словарях
Офени не только продавали книги и другую печатную продукцию, они попутно обучали своих покупателей грамоте, иначе зачем тем купленные книжки. Они же являлись и писарями, помогающими составить жалобу или прошение, они же и своеобразные почтальоны — попутно доставляли написанные ими же письма.
Любопытно, что происходили практически все офени из весьма ограниченного района — в основном это был Вязниковский, Ковровский и частично Судогодский уезды Владимирской губернии. Небольшое количество офеней проживало в Московской губернии (Серпуховской и Подольский уезды), а также совсем уж мало в Алексинском уезде Тульской губернии. Причин такой ограниченной локализации офеней много, но не все они достаточно изучены.
По офеням Владимирской губернии и в особенности Ковровского уезда, в котором находился центр офенства село Алексино, известно, что крестьяне жили там в страшной тесноте: четыре села и пятьдесят деревень с населением в 4200 человек были расположены на площади чуть более 11 квадратных километров. При этом следует учесть, что земли там болотистые и для хлебопашества неудобные, а размещенные рядышком традиционные центры народных промыслов — Палех, Мстера, Холуй и зарождающееся в соседнем Шуйском уезде мануфактурное производство, обеспечивали офеней дешевыми и так необходимыми крестьянам товарами.
А тут еще множество ярмарок, в том числе две в Холуйской слободе, именно там офени затариваются и иконами, и мануфактурой, и мелкой деревянной посудой, и книгами. Вот и начали крестьяне отделять от своих семейств лишние рты и посылать на отхожий промысел с мелочным товаром. Каждый год офени на ярмарках закупали товар и в конце августа отправлялись пешим ходом, сопровождая воз, набитый коробами с товаром, по всей территории Руси и даже за ее пределы. Распродав товар, они к маю и июню возвращались домой. Небольшой передых — и все повторялось по кругу. Поскольку шли они за возом товара пешком, они и получили название ходебщики.
Вот и мои предки по отцовской линии, проживавшие неподалеку от Коврова, занимались вначале офенской торговлей, а после реформы 1722 года вошли в сословную группу «торгующих крестьян», а затем и в купеческое сословие.