Что произошло? Что за знамя на армейском автомобиле? Почему народ на улице?
В 1914 году началась Первая мировая война. 3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции. Поначалу события развивались неблагоприятно для Франции, казалось, что вот-вот Париж будет в руках немцев.
5 сентября началось сражение на Марне (оно длилось неделю — с 5 по 12 сентября 1914 года). Немцы уже готовы были праздновать победу, но французы выстояли. И не последнюю роль в этом сыграло оригинальное решение Жозефа Симона Галлиена — тогдашнего военного коменданта Парижа и организатора его обороны. Он отдал приказ доставить одну из бригад Марокканской дивизии к линии фронта на автомобилях.
Были мобилизованы 600 такси, которые привезли на фронт 6000 солдат (всего в пятидесяти километрах от Парижа). Сражение закончилось победой французов. В боях были захвачены первые 9 германских знамен, которые доставили в Дом инвалидов.
Дом инвалидов — гигантское сооружение, первая цель создания которого была обеспечить приют и сносную старость ветеранам войн. В 1670 году Людовик XIV начал его строительство, в 1674 году появились первые обитатели. В конце восемнадцатого века в нем жили 4000 ветеранов войн. Устав этого заведения был такой, что они продолжали жить по воинскому распорядку. В 1706 году закончилось строительство церкви, часть которой вскоре была отделена и стала так называемой солдатской церковью. В ней на карнизах вывешивались трофейные знамена. Видимо, и германскому боевому знамени была уготована та же участь — висеть на карнизе солдатской церкви Дома инвалидов в Париже.
После несложных поисков удалось установить, что это знамя принадлежало 36-му мотопехотному полку.
На агитационной открытке 1915 года — 9 первых германских знамен, захваченных до 1 января 1915 года и переданных в Дом инвалидов. В пояснении на открытке названы бывшие владельцы знамен: полки резерва, пехоты, мотопехоты…
Автомобили, на которых вывозили солдат на линию фронта на Марне, — таксомоторы фирмы «Рено». К ним сразу приклеилась кличка «марнское такси».
Вывезти 6000 солдат было непросто: машины прогулочные, двухместные. Знатоки пишут, что слабо организованные шоферы превышали скорость, вырывались из колонны, создавали пробки — стихия, которую как-то удалось обуздать. Таксисты работали не бесплатно, армия оплачивала их труд не полностью, но все-таки…
Французский художник Жан Беро (1849−1935) схватил исторический момент: наступил перелом в войне, остановлено движение немецких войск на Париж, немцев громят, их боевое знамя стало трофеем! Народ приветствует солдат-защитников Франции и Парижа.
Марнское такси не кануло в вечность. Один из автомобилей — в музее, другой — в памятнике. Памятник таксомотору установлен в городе Леваллуа-Перре, соседствующем с Парижем.
На картине Жана Беро германское знамя везут на марнском такси с поля боя в музейную экспозицию Дома инвалидов в Париже…