В девятнадцатом веке в столице Франции Париже расплодились зрелищные заведения — театры и цирки. Каждое предприятие такого рода, естественно, объявляло о своих представлениях, давало анонсы в виде афиш. Точно неизвестно, где их клеили, но можно предположить, что на заборах, на входных дверях и вообще на любом предмете, который бы мог вместить рекламный плакат.
Сами понимаете, грязь: старую афишу удаляют, клей соскребают (или не соскребают), на это место снова наносят слой клея и на него — афишу. Даже если расклейщик будет необычайно аккуратным, без ущерба для места, на которое клеится афиша, не обойдется. Да и остатки афиш не всегда попадали в мусорный ящик. Одним словом, антисанитария.
Надо было что-то предпринимать. Кто-то предложил идею круглой тумбы, кто-то (кого очень беспокоило слишком большое количество текучих отходов жизнедеятельности мужчин на улицах) предложил использовать пространство внутри рекламного цилиндра для устройства в нем писсуара. Почему-то такая тумба получила название «мавританская колонна».
В 1839 году парижский комиссар полиции Габриэль Делессер разрешает установку «мавританских колонн». При Наполеоне III в 1854 году инженер Жан-Шарль Адольф Альфан (который был служащим в отделе парков и скверов парижского муниципалитета) изменил колонну: лицевая поверхность — для рекламы, внутренность — для писсуара, а вся колонна освещается газовой горелкой. Архитектор Габриэль Дево заменил кирпичную кладку конструкцией из чугуна и стекла (насколько основательно делали первые колонны — кирпичная кладка!).
Расходы на строительство и поддержание колонн в рабочем состоянии возлагались на рекламодателей (видимо, каждый покупал рекламное место).
Двойная функция рекламных колонн не давала покоя ревнителям чистоты. В конце шестидесятых годов девятнадцатого века был организован конкурс на проект колонны, которая бы заменила существующие «мавританские».
Комитет под председательством графа Феликса Басьохи, министра и главного управляющего парижских театров, определил двух потенциальных победителей: печатный дом Морриса (театральные афиши) и компании Дроарт.
Печатный дом Морриса выиграл конкурс и 1 августа 1868 получил контракт на установку 150 колонн с монополией распоряжаться рекламной площадью в течение 15 лет. Одно из условий контракта: дворники должны получить место и ключи от него для хранения рабочего инвентаря (метлы, тачки и другие инструменты).
В 1986 году тумбы Морриса были куплены международной фирмой наружной рекламы «JCDecaux». Новый владелец, естественно, в соответствии с модными течениями, где-то поменял конструкцию, где-то расцветку, где-то изменил назначение пространства внутри тумбы.
Парижане считали тумбы Морриса неотъемлемой частью пейзажа, поэтому решение снести 223 тумбы, принятое в 2006 году, вызвало такое недовольство, что власти его аннулировали.
Почему первые рекламные тумбы назывались «мавританские колонны»? Может быть, потому, что они по очертаниям напоминали минареты? Может быть…