Начнём с того, что славянское происхождение самих братьев весьма сомнительно. Об этом до сих пор не перестают спорить многие исследователи. Родились братья (кстати, их было не два, а целых семь, Мефодий действительно самый старший, а Константин — самый младший из них) в греческом городе Салоники в семье крупного военного чина. Конечно, в то время такой пост мог вполне занять и славянин, но почему-то о славянском происхождении ни в одном источнике не говорится. Зато в одном из них сказано, что Константин мог изъясняться на славянском языке как на родном.
В этой фразе прямо-таки средоточие византийского чванства. Ведь знали они, что славяне не один народ, что язык болгар отличается от языка, скажем, Моравии или Богемии. Но в великом ромейском шовинизме разбираться в родственных связях разных скифов… Опять же, то, что «как на родном» — значит, сами не причисляли братьев к славянам. Ну да пусть их. Не об этом речь.
Солунских братьев почитают как создателей самой славянской азбуки, которую в их честь даже называют Кириллицей! Странный казус заключается в том, что славяне младшего знали под именем Константин, а Кириллом он стал, приняв монашество от папы Римского, то есть католическое. Папа Римский принимает в монашество одного, даёт епископство другому… Неужели это за то, что они проявили рвение в просвещении каких-то славян? Вряд ли. Зато за привлечение тех же славян в христианство понтифик запросто мог и отблагодарить. Так что же там происходило на самом деле?
Начнём с цели и места посещения Кириллом и Мефодием далеко не наших предков.
862 год. В Константинополь прибывают послы из далёкой Моравии от князя Ростислава. Наивно предполагать, что посланы они были с просьбой о создании письменности. Это только в наше время находятся наивные люди, готовые верить в такое. Моравия на грани исчезновения! Король Людовик теснит их с запада и вот-вот окончательно сотрёт с лица земли некогда сильное государство. И вы верите, что именно в этот момент Ростислав будет просить, чтобы его подданных обучили грамоте? Он, как будто, не был слабоумным. Нет. Он обращается к одному из мощнейших государств не за грамотой, а за политической поддержкой. Вчитайтесь: «Наш народ отказался от язычества и держится христианского закона. Но нет у нас такого учителя, который мог бы наставить нас в истинной христианской вере на нашем родном языке», «въ свои языкъ истую вѣру съказалъ». Просьба о принятии православного христианства в то время означала почти договор о союзничестве!
Солунские братья и были посланы только для того, чтобы перевести святое писание на моравский язык и вести службы и проповеди среди новых народов на понятном ему языке. Миф о создании совершенно новой азбуки остаётся мифом не более. Кирилл был послан именно потому, что он был способным переводчиком. Почитайте его жизнеописание внимательней: в юности самостоятельно переводит (и осваивает) писание на латинском языке, в Херсонесе переводит писание с русского языка… Собственно, неудивительно, что именно ему и поручают перевод ещё на один славянский язык.
А при чём же здесь азбука? Да почти ни при чём. Нет, возможно, и привнёс он пару-другую новых букв, ведь до самого 1918 года в нашем алфавите присутствовали практически не употребляемые «пси», «кси», «омикрон» и мало употребляемые «фита» и «ижица», написание которых в точности повторяло аналогичные буквы в греческом. Но вот что странно —
Ну и последнее невероятное — это временные рамки. За три — всего лишь! — года два человека успели придумать, по сути, письменность почти незнакомого им языка и перевести святое писание, записав его новыми буквами! Да, именно незнакомого. Это только греки могут утверждать, что зная болгарский, можно с лёгкостью общаться и писать по-чешски. Ну общаться-то, положим, и сможете, но не с такой уж лёгкостью. А вот с письменностью, да ещё не существующей дотоле… Фантастика и утопия! Крутые ребята, эти «солунские братья» — они же походя сочиняли орфографию, стилистику
Моравия, Великая Моравия, была фактически уничтожена буквально через несколько лет после посещения её солунскими братьями. Память о них осталась. Осталась в том числе и из-за того, что Мефодий продолжал проповедовать христианство (правда, уже католического толка) на территориях южнее Моравии. И, кстати, службы вёл не на славянском! Это как раз было ему запрещено.
Ну, а Кирилл умер в Риме, приняв перед этим монашество от папы. А отправился он туда, чтобы у понтифика попросить защиты от притеснения со стороны немецких священников, запрещающих славянский язык в церкви. Заметьте, не просьба узаконить азбуку (она вообще в разговоре не упоминается), а просьба о писании на славянском языке. Папа сделал хитрый ход. От нападок братьев оградил, но язык славянский в церковь пускать не стал. Заслуги при этом в привлечении новой паствы были учтены: братьев почитают святыми и в православной, и в католической церкви.
Просветители? Да, безусловно! Заслуженно названы святыми. Вот только создание азбуки здесь ни при чём.