Недаром на Голливудской аллее славы у Росс целых две звезды — за певческие и актёрские заслуги (не все знают, что сценарий знаменитого фильма 1992 года «Телохранитель» писался в расчёте именно на Дайану, а не на Уитни Хьюстон).
Что касается музыкальной карьеры, то она задалась у певицы довольно быстро. Как и SUPREMES, Росс стала одной из центральных фигур лейбла «Motown», который продвигал такие исконно «чёрные» стили, как соул и R’n’B. Среди первых достижений певицы в американском хит-параде можно отметить такие песни: «Reach оut аnd Touch» (№ 20; 1970), «Ain't No Mountain High Enough» (№ 1; 1970), «Touch Me in the Morning» (№ 1; 1973), «My Mistake» (в дуэте с Марвином Геем; № 1; 1974), «Theme from Mahogany» (тема из одноименного фильма; № 1; 1975).
Во второй половине 1970-х моду на музыкальной сцене стал задавать стиль диско, и в «Motown» решили не отставать. Памела Сойер и Мэрилин Маклеад написали песню под названием «Love Hangover» («Любовное похмелье») с характерным для диско эротическим текстом, описывающим приятные ощущения после занятий любовью («У меня сладчайшее похмелье. Я не хочу трезветь…»).
Изначально песня писалась в расчёте на вокальную группу THE 5th DIMENSION, прославившуюся в 1969 году хитом «Aquarius». Однако потом решили, что неплохо, чтобы её исполнила какая-нибудь сольная «звезда» — вроде Марвина Гея или Дайаны Росс. Вообще-то, это была странная мысль — отдать песню про любовное похмелье мужчине. В итоге разумно решили, что Дайана исполнит её более сексуально, чем Марвин.
Так как запись «Love Hangover» проходила в 2 часа ночи, продюсер Хэл Дэвид решил создать в студии правильную атмосферу. Включил стробоскоп (мигалку для танцполов), а певицу и музыкантов «расслабил» алкогольными напитками.
Всё прошло как нельзя лучше. Выпущенный в марте 1976 года сингл возглавил американский топ, а Дайана стала главной диско-дивой — наряду с Донной Саммер и Глорией Гейнор. Надо сказать, что THE 5th DIMENSION тоже записали свою версию «Love Hangover», но она выше 80-го места не поднялась.
Свою репутацию звезды диско Дайана Росс укрепила ещё двумя альбомами — «The Boss» (1979) и «Diana» (1980). Последний содержал два больших хита «Upside Down» (№ 1 США) и «I'm Coming Out» (№ 5 США). Песня «I'm Coming Out» довольно быстро стала своеобразным гей-гимном, и это неудивительно, учитывая историю написания песни.
Тут надо сказать, что весь материал альбома «Diana» был написан Нилом Роджерсом и Бернардом Эдварсом (вообще-то, они планировали его для Ареты Франклин, но та отказалась).
Так вот, однажды Роджерс пошёл в туалет одного нью-йоркского ночного клуба и обнаружил там… трёх трансвеститов, одетых, как… Дайана Росс. Нил так восхитился их смелостью (ведь зайти в мужской туалет — значит, раскрыть свой истинный пол), что написал песню с вызывающим названием «Я выхожу». С учётом контекста название можно перевести как «Я раскрываюсь» — то есть открыто демонстрирую свою сексуальную девиацию. Дайану даже предупреждали, что лучше бы ей не петь такую песню, а то ещё сочтут лесбиянкой…
В следующем — 1981 — году певица исполнила свой очередной (и, как оказалось, последний) американский хит № 1 — «Endless Love» («Бесконечная Любовь»). Правда, не одна, а в дуэте с другим видным исполнителем — Лайонелом Ричи. Хотя Ричи и сам был отличным композитором, балладу написала Дайана.
Лайонел Ричи:
«Позволить другим писать для тебя песни — это очень большой риск».
В итоге певец остался недоволен записью — тональность песни (идеальная для Дайаны) ему не очень подходила.
Вообще-то, «Endless Love» была написана для одноимённого фильма, но кинокартина успеха не имела. Зато песня отхватила «Оскар», 1-е место в чартах и стала самым продаваемым синглом в карьере Дайаны Росс.
В 1994 году «Endless Love» будет перепета дуэтом Мэрайи Кери и Лютера Вандросса и не дотянет до верхушки топа всего одну позицию.
Несмотря на успех, Дайана в 1981 году оставляет «Motown» и переходит в другую компанию — RCA, заключив беспрецедентный по тем временам контракт на 20 млн. долларов (впрочем, спустя 10 лет она вернётся на родной лейбл).
С середины 1980-х популярность певицы на родине падает, и Дайана всё больше ориентируется на европейскую аудиторию. Поразительно, но две известнейшие у нас песни успеха в американских чартах не имели. Зато в Европе их приняли на «ура».
Первую песню — «Chain Reaction» («Цепная реакция») — написали не кто иные, как братья Гибб из BEE GEES. Поначалу они опасались, что Дайана откажется её исполнять. Ведь по стилю композиция так напоминала лёгкие позитивные песенки времён SUPREMES, от которых певица старалась дистанцироваться. Но Дайана милостиво согласилась, и песню втиснули на альбом «Eaten Alive» (1985) буквально в последний момент — чтобы добить хронометраж. Однако «Chain Reaction» оказалась главным хитом альбома и возглавила британский топ.
Вторая видная песня — лирическая «When You Tell Me That You Love Me» («Когда ты говоришь, что любишь меня») авторства Хэммонда и Беттиса — была записана в 1991 году и заняла в Британии 2-е место. Возглавить британский топ песне, видимо, помешала смерть Фредди Меркьюри и последующее переиздание «Богемской Рапсодии». В 1994 году «When You Tell Me…» с успехом перепел именитый дуэт Хулио Иглесиаса и Долли Партон, а в 2005-м — британский бойз-бенд WESTLIFE.