Использовать маяки для координации движения кораблей начали так давно, что уже никто и не помнит, когда именно. Вначале маяками служили костры, распаленные где-то на возвышенности берега, но в связи с неудобствами, которые возникали при дожде и сильном ветре, люди вынуждены были придумать что-нибудь более практичное, нежели простой огонь под открытым небом — так вот со временем и пришла идея сооружения маяков. Наиболее впечатляющим и одним из первых исторически известных олицетворений этой идеи и является Фаросский маяк.
Воздвигнут он был в дельте Нила, где после этого вырос город — Александрия, приблизительно в 285 году до нашей эры.
Маяк состоял из трех мраморных башен, поставленных одна на другую таким образом, что каждая из них пропорционально уменьшалась в размерах к верхушке.
Основание нижней башни было квадратного размера — каждая из сторон имела размер 30,5 метра. Нижняя башня высотой 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой, и имела прямоугольную форму — в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Средняя, восьмигранная башня высотой в 40 метров, облицована беломраморными плитами со спиральным пандусом и лестницей, ведущими в верхнюю башню. Верхняя башня-фонарь — круглая, с куполом, установленном на гранитных колоннах, была увенчана огромной бронзовой статуей покровителя морей Посейдона высотой 8 метров.
Основным материалом, который использовался при его строительстве, служил известняк, мрамор и гранит.
Размеры маяка тоже были впечатляющими: по одним данным высота его была 120 метров, по другим — 130−140 метров, по некоторым современным публикациям — даже 180 метров.
Где-то в середине XIV века маяк был уничтожен землетрясением. Несколькими годами позже мусульмане использовали его обломки, чтобы построить военную крепость. Крепость впоследствии не раз перестраивалась и до сих пор стоит на месте первого в мире маяка.