Сколько над нами... небес?

Реклама
Грандмастер

«В небесах», «под небесами», «небеса обетованные»… И в то же время: «на седьмом небе», «в небе», «под небом»… Кто-то обращал внимание: почему мы, наряду с единственным числом, используем и множественное? И как правильно?

Судя по тому, что используются обе формы — правильные обе. А вот откуда исторически пошла множественная форма — «небеса»? Мы ведь используем и форму единственного числа? И небо вроде бы одно?

На самом деле это сейчас и для нас оно одно. Форма «небеса» — древняя, отражающая, соответственно, языческую картину мира.

Почему же «небеса»? Потому, что их — двое. То есть двое, согласно традиционным представлениям о мире. Вспомним орнамент наличников? Их верхнюю часть, где и изображались небеса? Там, где знаки солнца и небесных вод?

Вода изображалась разными символами — зигзагами и точками. Но здесь, кажется, всё логично: линии — «небесная» вода, в облаках/тучах; точки — капли дождя

. Но водные волнистые/зигзагообразные линии располагались тоже по-разному: горизонтально и вертикально. Просто для красоты?

Современному человеку вольно думать как угодно, только предки ничего без причины не делали. Это — две разных воды на двух разных небесах. Горизонтальные зигзаги — «хляби небесные», запасы воды на верхнем небе. Ниже него расположен свод неба, так называемая «небесная твердь». Под небосводом — ещё одни небеса. Здесь вода обозначается уже вертикальными линиями и точками-каплями — это дожди, «прапруда».

Именно в нижней части неба, под небосводом, находится солнце. Причём именно физическое солнце, источник видимого света и тепла. Предки прекрасно различали солнце как источник видимого света и верхний ярус небес — источник «белого», вечного света. И солнце, и дожди всегда изображались под небосводом, под небесной твердью.

Реклама

И наши предки совершенно ясно это понимали. На наличниках солнце всегда изображалось под небесным сводом. Небом называлось и воздушное пространство, естественно, тоже расположенное под небесной твердью.

Реклама

Это представление о мире сохранилось и в христианское время. Впрочем, оно пришло не только из язычества. Да и не только на Руси оно было.

Например, в Индии:

  1. «Свах» — верхнее небо с запасами воды.
  2. «Бхувах» — воздушное пространство со звёздами, солнцем и луной.
  3. «Бхух» — земля, почва.

Хотя, может быть, это не в Индии было «как на Руси», а там и здесь — из общего индоевропейского корня?

Да и русскому православию не было необходимости заимствовать эти представления из русского язычества или откуда-то ещё. Они уже были в христианстве:

«7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.

Реклама

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю»

Дадим слово учёному:

«…двое небес, так как и твердь бог назвал небом. Небом же в божественных писаниях называется также и воздушное пространство». «Твердь» и в библейском и в средневековом понимании удерживала хляби небесные где-то в недосягаемой вышине над воздушным пространством обычного неба. Это раздвоение неба на две зоны отразилось и в существовании в русском языке не только формы единственного числа (небо), но и формы «небеса». (Шахматов А. А. «Повесть временных лет»)

В общем, как обычно: если видим в народном фольклоре (или, как здесь, в языке) что-то непонятное и вроде бы нелогичное — стоит поискать корни этой «нелогичности» в истории.

Что же касается небесного яруса наличников, здесь есть на что ещё обратить внимание. Так что до встречи!

Реклама