Но времена меняются и нынешней властью роман обласкан и даже включён в
школьную программу. А вот в стане христиан до сих пор идут споры — стоит
ли роман прочтения. За что же товарищи православные обиделись
на Булгакова?
Во-первых, всё тот же сатана Воланд. Он не сгусток зла, достойный
исключительно презрения. Он справедливый судья, и у читателя
волей-неволей возникает симпатия к харизматичному старику. А по основным
постулатам церкви это недопустимо. Какая симпатия к падшему ангелу?
Во-вторых — сам Иешуа. Да-да, с первого взгляда кажется, что это чистый
прототип Иисуса. И совпадений действительно много. Но расхождения,
которые может заметить внимательный читатель, не оставляют шанса
аналогии. Иешуа не особо-то и признаёт своего ученика. «Решительно
ничего из того, что там записано, я не говорил», — сообщает он о пергаменте
Матвея, называющего себя учеником пророка. Опять же непростительная для
православного человека трактовка. В то же время, соглашаясь с мнением
прокуратора, он отказывается от своих слов. Иисус, отказавшийся от того,
что он проповедовал? Никогда! Иначе рушится вся система христианства.
В-третьих, система необходимости, а скорее неотвратимости зла, к которой
приходит автор. Тень, с которой Воланд сравнивает зло, получается
только благодаря свету. И искоренить её можно, только уничтожив свет. В
системе непримиримости бога и дьявола, лежащей в основе Библии, такой
взгляд, опять же, невозможен.
Интересна мысль, к которой приходит Булгаков: всё учение Матвея —
далеко не то, чему учил Иешуа. Если всё же провести аналогию с реальной
жизнью, то можно предположить, что автор считает христианство тупиковой
ветвью развития мысли Иисуса. Естественно, христиане не могут ему этого
простить.
Да и загробная жизнь представлена абсолютно не по христианским
представлениям — каждый получает то, чего ждёт. Так, Мастер и Маргарита
после смерти на земле обретают спокойную жизнь, которую они заслужили
своими страданиями. А Берлиоз получает вечный покой и пустоту — именно
такую загробную жизнь представлял себе ярый атеист.
Но всё же основной удар приходится на советское государство — а враг
моего врага, как известно, мой друг. Это самый простой закон войны.
Пусть даже только идеологической. И в то же время философский посыл
романа настолько силён, что пройти мимо него — преступление. Вот
верующие и мечутся, не зная, как реагировать на роман. Философия и
качественный юмор, направленный против общего врага, стоят вместе с
изменённой историей пришествия божьего сына.
Мистический роман, как ни странно, прекрасно описывающий все реалии тех
дней, всё же обязателен к прочтению. Христианин вы или мусульманин.
Атеист или буддист. А классику, тем более такого прекрасного философа,
читать нужно. Можно соглашаться с Булгаковым или спорить с ним и не
принимать доводы. Но читать — обязательно.